"ДОМ Гарденина" меняет облик.
В фабричном, 12 видно продолжение работ по реставрации "Дома Гарденина", сооруженного на рубеже 1760-х и 1770-х годов, одного из самых ценных памятников архитектуры Воронежа. Как уже отмечали коллеги по кафедре, часть крыши над правым дворовым ризалитом вышла, конечно, странной, и ее, надеемся, переделают
. Гораздо более оптимистично выглядит главный фасад, где полностью сохранен старый карниз (сейчас такой и не повторить заново), а наличники (включая изящные лепные морские раковины под сандриками) предстоит воссоздать с учетом архивных чертежей 19 века. Но чтобы приступить к наличникам, реставраторы не могли не начать с восстановления оконных проемов.
Конечно, многим горожанам жаль было расставаться с многолетним обликом дома - и с неровными проемами, и с привычными раковинами. Однако надо помнить, что абсолютно все сандрики с раковинами были здесь от послевоенного ремонта 1950-х годов, который проводился без проекта (под наблюдением зодчего Г. здебчинского) и что раковины тогда пришлось ставить в разных уровнях: какую - выше, какую - ниже из-за неправильных перемычек проемов.
Во время последних работ на памятнике подтверждаются немаловажные выводы, которые мы делали еще пять лет во время историко-архитектурных исследований для дипломного студенческого проектирования. Я писал, доказывал, что абсолютно все здешние оконные проемы утратили первоначальные перемычки в результате многочисленных ремонтов, прежде всего в царское время.
Часто забывается, что подлинные перемычки сохранились в интерьерах - там, где верхние откосы проемов! А это и есть критерий правильности при восстановлении окон. Я прошелся с фотоаппаратом вдоль стены главного фасада и убедился, что теперь все внутренние подлинные перемычки верно перетекают в новодельные наружные (три перемычки показаны на фото. И неизбежно все проемы опять стали одинаковыми.
Конечно, можно было бы для истории оставить, скажем, один изуродованный проем, чтобы показать, как убого делали ремонты ценных зданий в начале 20 века и как мучились ремонтники при социализме, думая, куда присадить раковину, но. Только не на главном фасаде. Иначе был бы нарушен один из главных принципов реставрации - максимально раскрыть прошлые художественные достоинства памятника.
Как видим, главный фасад демонстрирует нам очень показательное противоречие, которое заложено в само понятие "Реставрация". С одной стороны, желательно сохранить как можно больше подлинного материала и даже показать наслоения, появившиеся после создания памятника. С другой стороны - не убрав грубые наслоения и не сделав вместо них новодельные кирпичные вкрапления, невозможно приблизиться к подлинному, художественно ценному, облику объекта. Нельзя даже раковины на нужные места прикрепить.
На последнем снимке - вид до реставрации.