Всё об интерьере для дома и квартиры

Лучшие идеи для дизайна интерьера, полезные советы, интересные статьи

Цикл лекций анны броновицкой "Архитекторы ХХ Века".

11.10.2018 в 23:31

Новый цикл лекций Анны броновицкой об архитектуре XX века построен по монографическому принципу. Каждая встреча будет посвящена одному герою, его творческой биографии - идеям, проектам, постройкам, литературной и преподавательской деятельности - и окружавшим его людям - коллегам, учителям и ученикам, заказчикам, покровителям и противникам. Слушатели узнают, как творцы архитектуры XX века реагировали на перипетии политики и экономики и откликались на происходящее в других сферах искусства.

1. Фрэнк Ллойд Райт (США, 1867-1959).
2. Людвиг мис ван дер роэ (Германия - США, 1886-1969).
3. Ле корбюзье (Швейцария - Франция, 1887-1965).
4. Эрих мендельсон (Германия, 1887-1953).
5. Пьер Луиджи нерви (Италия, 1891-1979).
6. Уоллес Гаррисон (США, 1895-1981).
7. Бакминстер фуллер (США, 1895-1983).
8. Алвар аалто (Финляндия, 1898-1976).

1. Фрэнк Ллойд Райт (США, 1867-1959).

Цикл лекций Анны броновицкой открывается историей американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта.
Райт происходил из семьи проповедников - нонконформистов и обладал необыкновенной способностью убеждать заказчиков в своей правоте. Так появились великолепные и совершенно непрактичные "Дом над Водопадом" (1934-1937) и музей гуггенхайма (1959), но так же распространился и открытый план в жилой и офисной архитектуре. Создатель концепции "Органической Архитектуры", Райт пропагандировал близость к природе и на протяжении всей жизни занимался схемами пригородного расселения, но при этом с увлечением проектировал высокие башни. Среди его последних проектов - грандиозный генплан большого Багдада (1957-1958) и небоскреб "Иллинойс" высотой в милю (1957), а когда Райт умер, на его столе остались наброски экономичного дома из бетонных блоков заводского изготовления.

Эксцентрик и эгоист, чья личная жизнь сопровождалась чередой громких скандалов, он был занят поисками новых форм социальной гармонии и устроил свою мастерскую наподобие коммуны. За почти 70-летнюю карьеру Райт создал более 1000 проектов и реализовал 532 из них. Его неизменно называют величайшим из американских архитекторов.

2. Людвиг мис ван дер роэ (Германия - США, 1886-1969).

Жизнь и творчество, эволюция стиля и метода одного из виднейших архитекторов XX века, исследователя в области универсального пространства, трансформирующейся архитектуры - в лекции Анны броновицкой, посвященной Людвигу мис ван дер роэ.
Людвиг мис ван дер роэ (1886-1969) - самый большой эстет среди модернистов XX века. Его мало интересовали социальные задачи, и он всегда предпочитал работать с богатыми клиентами: архитектура, в полноте выражающая дух времени, стоит дорого. В начале своей карьеры был приверженцем неоклассицизма, а после первой мировой войны стал одним из пионеров современного движения.
В 1930-1933 годах мис ван дер роэ был директором баухауса, но не разделял функционалистских принципов основателя школы Вальтера гропиуса. Жесткой связи функции и архитектурной формы он противопоставил универсальную архитектуру с гибким планом, который можно приспособить к разным функциям. Эту идею он воплотил уже в своих европейских постройках, создав такие шедевры, как павильон Германии на всемирной выставке в Барселоне (1929) и вилла тугендхат в Брно (1930. В США, куда архитектор перебрался из Германии в 1938 году, он показал, какого совершенства можно достичь, руководствуясь максимами "Меньше - Значит Больше" и "бог в деталях".
Постройки американского периода, такие как краун - холл (здание архитектурного факультета иллинойсского технологического института, 1956) и офисный небоскреб сигрэм - билдинг в Нью-йорке (1958), задали стандарт послевоенного "Интернационального Стиля", но ни одно из бесчисленных подражаний не смогло приблизиться к ним по художественному качеству.
На лекции также будет рассказано о некоторых сотрудниках мастера - дизайнере Лилли райх и архитекторе Филипе Джонсоне - и о заказчиках, благодаря которым осуществились его важнейшие проекты.

3. Ле корбюзье (Швейцария - Франция, 1887-1965).

Очередная лекция Анны броновицкой посвящена ярчайшему творцу XX века, вдохновившему размахом идей и новаторством приемов не одно поколение архитекторов по всему миру.
Ле корбюзье (настоящее имя - Шарль - Эдуар жаннере - гри) родился в Ла-Шо- де - фон в Швейцарии в 1887 году. Будучи многосторонне одаренным, реализовал себя в качестве архитектора, градостроителя, дизайнера, художника и писателя, оставив глубокий след в истории архитектуры не только Европы, но и таких стран, как Ссср, Индия, Япония, Бразилия и многие другие.
Архитектурная эстетика Ле корбюзье, ориентированная на чистую индустриальную красоту, железобетонные покрытия, свободную планировку, прошла различные этапы трансформации, но всегда была направлена на преображение жизни, социальную ориентацию и нашла свое отражение как в небольших архитектурных опытах, так и в грандиозных, порой утопичных градостроительных проектах.
Творчество Ле корбюзье слишком обширно, чтобы его можно было рассмотреть в одной лекции. В фокусе внимания в этот раз будут не столько хрестоматийные произведения, сколько менее известные или недостаточно понятые проекты и теории мастера, а также обстоятельства и люди, книги и путешествия, повлиявшие на его формирование и эволюцию. Отдельный сюжет - политические авантюры Ле корбюзье: надежды, которые он связывал с Ссср, правительством виши и оон.

4. Эрих мендельсон (Германия, 1887-1953).

Эрих мендельсон, известный в России прежде всего как автор проекта ленинградской фабрики "Красное Знамя" (1925-1927), один из ярчайших представителей экспрессионизма в архитектуре, - в новой лекции Анны броновицкой.
Мендельсон успешно работал в веймарской Германии, проектируя фабрики, театры и универсальные магазины, фактически создав новую формулу для этой типологии. После прихода нацистов к власти в 1933 году он был вынужден бежать в Великобританию, а в 1935-м открыл бюро в Иерусалиме. В изгнании он осознал свою национальную идентичность и работал над соединением еврейской традиции и современной архитектуры. Его постройки в подмандатной Палестине и США, куда он перебрался в 1941 году, представляют собой оригинальную версию национально окрашенного модернизма.

5. Пьер Луиджи нерви (Италия, 1891-1979).

Следующая лекция Анны броновицкой посвящена творчеству одного из ключевых итальянских архитекторов середины XX века, виртуозу уникальных каркасных армоцементных конструкций, получившему признание и всемирную известность.
Пьер Луиджи нерви родился 21 июня 1891 года в городке сондрио на севере Италии. Будущий архитектор неисправимым перфекционистом был. На экзамене на звание гражданского инженера он получил беспрецедентно высокую оценку - 99 из 100 - и до конца жизни не снижал своих стандартов. Легкие перекрытия невиданных прежде параметров и принципиально новые несущие конструкции невозможно было создать, не подкрепив интуицию точным расчетом. Нерви утверждал, что о красоте специально не думает, что она возникает естественным образом, если "Строить Правильно" (так он назвал одну из своих двух книг. Искусствовед Николаус Певзнер, однако, подловил его на такой оценке работы одного из коллег: "Очень Интересная Конструкция, Жаль, что так Некрасиво".
Эстетическое совершенство построек нерви стало результатом не только технической изощренности, но и глубокого знания архитектуры прошлого. Железобетонные нервюры вызывают ассоциации с готикой, а лихо закрученные лестницы и гиперболические параболоиды сводов - с барокко. При этом сооружения нерви стали символами современной Италии и повлияли на архитектуру других стран, не в последнюю очередь - советского союза.

6. Уоллес Гаррисон (США, 1895-1981).

Лекция Анны броновицкой посвящена Уоллесу Гаррисону - не входящему в пантеон героев современной архитектуры, но тем не менее одному из важнейших американских архитекторов, его жизни и творчеству.
Гаррисон был практиком, улавливавшим идеи "из Воздуха" и воплощавшим их, иногда в сложнейших условиях. Без него в Нью-йорке не было бы Рокфеллер - центра и линкольн - центра. Вряд ли кто-то другой смог бы довести до конца строительство штаб-квартиры оон. Созданный Харрисоном центральный павильон всемирной выставки 1939 года в Нью-йорке, "Трилон и Перисфера", не сохранился, но остался одной из икон архитектуры XX века.
Для нас Гаррисон интересен своим вниманием к русской культуре и встречающимися в его работах отсылками к творчеству Константина Мельникова, Ивана Леонидова, Якова чернихова.

7. Бакминстер фуллер (США, 1895-1983).

Бакминстер фуллер - один из наиболее ярких архитекторов - визионеров XX века - в новой лекции Анны броновицкой.
Фуллер переосмыслил само понятие архитектуры и рамки деятельности архитектора. Выдвинутый им принцип "Делать Больше, Затрачивая Минимальное Количество Ресурсов" лег в основу современной концепции энергосбережения. Он был убежден, что если человечество направит ресурсы и усилия, затрачиваемые на военные нужды, на цели мира, то в короткое время удастся решить проблему нехватки жилья и продовольствия, ликвидировать бедность на всем земном шаре и заодно остановить разрушение экологии.
В 1961 году он обратился к всемирному конгрессу архитекторов с предложением немедленно начать такую работу, не ожидая поддержки правительств и не обращая внимания на различие политических систем. Американский индивидуалист и идеалист предсказал, что будущее - за горизонтальными связями и сетями.
Из многочисленных изобретений фуллера практическое применение нашел только геодезический купол, зато таких куполов построено по всему миру многие тысячи, и назначение их самое разное - от выставочных павильонов до полярных станций. У него до сих пор множество последователей и поклонников, среди которых такие разные архитекторы, как Норман фостер и Алехандро аравена.

8. Алвар аалто (Финляндия, 1898-1976).

Заключительная лекция Анны броновицкой посвящена Алвару аалто - крупнейшему архитектору и дизайнеру Финляндии, автору более трехсот построек не только в родной стране, но также во Франции, Германии, Италии и США.
Архитектуру Алвара аалто часто определяют как "Гуманный Модернизм", а сам он в шутку называл себя "дирижером оркестра", вовлекающим в работу рельеф местности, свет, растительность, разнообразные материалы, цвета и фактуры. Спроектированные аалто для интерьеров своих зданий предметы мебели, светильники и вазы до сих пор находятся в серийном производстве.
Алвар аалто был значимым героем для советских архитекторов 1960-1980-х годов, не в последнюю очередь потому, что одна из его важнейших довоенных построек, библиотека в Выборге, после войны оказалась на территории России.
Анна броновицкая - историк архитектуры, директор по исследованиям института модернизма, преподаватель московской архитектурной школы (марш. Автор многочисленных публикаций по архитектуре XX века. В 2016 году музей современного искусства "Гараж" издал справочник - путеводитель "Москва: архитектура советского модернизма. 1955-1991", Написанный Анной в соавторстве с Николаем Малининым. Музей современного искусства "Гараж".