Чугунное литье в АРХИТЕКТУРЕ омского генерал-губернаторского дворца.
Многие выдающиеся зодчие на протяжении Xviii - XIX веков неизменно закладывали в своих проектах чугунный орнамент для оформления фасадов и убранства интерьеров. Благодаря этому именно чугунное литье составило богатейший раздел в декоративно - прикладном искусстве. Глухие и ажурные чугунные отливки безупречных пропорций с оригинальными орнаментами нашли свое применение в лучших образцах архитектуры не только столичного уровня, но и в российской глубинке.
Художественный металл Омска необходимо рассматривать как часть городской провинциальной архитектуры, в которой находят отражение стилистические поиски своего времени. Одним из наиболее интересных памятников истории и культуры Омска, в архитектурный контекст которого включены изделия каслинского завода, является генерал-губернаторский дворец (1859-1862, арх. Ф. Ф. Вагнер, ул. Ленина, 23.
В настоящее время это один их корпусов омского областного музея изобразительных искусств имени М. а. Врубеля.
Строительство дворца было осуществлено по инициативе Г. Х. гасфорда - "Ученого Генерала", занимавшего должность генерал-губернатора западной Сибири и командующего отдельным сибирским корпусом с 1851 по 1861 годы. Здание являлось резиденцией генерал-губернаторов западной Сибири, а с 1882 года генерал-губернаторов степного края. Высокий статус дворца определяло также и наличие царских комнат, необходимых на случай приезда членов императорской фамилии.
Композиционным центром главного фасада, выполненного в стилистической манере неоренессанса, является центральная вертикаль, включающая парадный подъезд с балконом, аттик и венчающий здание бельведер. Эту сдержанную архитектурную композицию органично дополняют работа мастеров каслинского литья - зонт над парадным входом, балконные и парапетные (карнизные) решетки.
Металлические детали здесь образцом классического стиля являются. Чугунные изделия отвечают лаконичности архитектуры, декор наполнен строгой симметрией, основные элементы ограждений - прямые линии в сочетании с геометрическим орнаментом из ромбовидных элементов. Композиционно - графическое решение декоративных решеток представляет собой метрический ряд двойных модулей, разделенных опорными стойками.
Верхняя часть балконных и парапетных ограждений оформлена простым линейным бордюром, ритмично сочетающим разную ширину горизон -.
Тальных полос. Парапетная решетка бельведера со стороны главного фасада усилена двумя простыми прямоугольными стойками, имеющими навершия, которые по своей форме напоминают миниатюрные дорические капители. Линейный ритм балконного экрана поддерживают достаточно массивные восьмигранные стойки - колонки, имеющие двухчастное деление по вертикали, образованное профилированными горизонтальными поясками. Каждая плоскость колонки обрамлена выпуклыми гранями. Законченный вид стойкам придают пики - традиционный для классицизма элемент завершения декоративных решеток. Объемные пики, украшающие шесть стоек балконного ограждения, представляют собой чередование усеченных конусов и полусфер. Завершением этих своеобразных пирамидок служат небольшие шарики. Соединение стоек и балконных экранов осуществлено посредством крепления накладных металлических полос на склепку.
В традициях русской архитектуры главным входом, как в жилой дом, так и в здание общественного назначения всегда считался парадный подъезд. Неотъемлемым элементом парадного, несомненно, является навес (козырек, зонт. Зонт над главным входом наряду со своим непосредственными функциями - защиты от атмосферных осадков и схода сосулек, имеет также и декоративно-художественное значение, поскольку является одним из главных.
Композиционных элементов фасада.
Ломаная трехскатная крыша зонта в здании генерал-губернаторского дворца, поддерживаемая элегантными кронштейнами, выполнена из листового железа, уложенного на литой каркас с ребрами жесткости из металлического профиля квадратного сечения. В ажурные кронштейны, вписана орнаментальная композиция из растительных спиралевидных завитков S - образной конфигурации, завершающаяся листьями аканта. Бордюр обрамления профилирован. По контуру зонта с трех сторон горизонтально проходит неширокий пояс с равномерно повторяющимися небольшими пальметтами в виде листа аканта.
Прямолинейный геометрический орнамент ограждающих решеток и зонт, поддерживаемый.
Кронштейнами, декорированными изящными линиями завитков создают целостное, гармоничное и уравновешенное единство решения главного фасада здания. Кронштейны и ограждающие решетки несут не только утилитарные функции, но и привносят обогащение в художественное оформление здания.
Внутренняя планировка и убранство интерьеров дворца отвечают каноническим приемам классицизма. К конструктивным особенностям следует отнести широкую двухмаршевую лестницу, входящую в центральное ядро здания. "Эта лестница, как и решетки для балкона, и кронштейны под зонт при подъезде, по чертежам Вагнера были отлиты под надзором инженера - технолога Павла Голышева на знаменитом каслинском заводе. Ажур лестничных перил в своем рисунке повторял узоры мастеров позднего классицизма".
Лестницы из чугуна всегда были относительно дороги в исполнении и являлись символом высокой статусности и социального положения хозяина дома. Будучи основным композиционным звеном в интерьере входной зоны генерал-губернаторского дворца, монументальная лестница определяет архитектурно - художественную структуру всего здания, становясь его стилевой доминантой.
Разборная маршевая лестница на прямых косоурах, делится на два полуоборотных сегмента, что обусловлено объемно-планировочной структурой здания. Первый состоит из двух широких маршей, ведущих на второй этаж в парадный зал дворца и "Комнаты для Приезда Царской Фамилии". Другой - из двух, более узких маршей - в башню - бельведер.
Чугунные ступени привносят в интерьеры дворца фундаментальную основательность и в своем лаконизме выглядят торжественно и весомо. Проступи, этажная и межэтажные площадки имеют ромбовидный рисунок с рифленой поверхностью из пересекающихся выпуклых линий. Вдоль всего марша, строго посередине проступей проходит утопленная линия, словно ось симметрии, олицетворяющая композиционное кредо классицизма.
"Литая Графика" подступенков с легким объемом вертикального "штриха", дополняет композицию линейного ритма лестничных перил. Первая ступень изготовлена с небольшим циркульным разворотом, из центра которого поднимается пригласительный столбик.
Фигурные опорные столбы - важнейшие конструктивные элементы ограждений, но помимо непосредственного функционального назначения - поддержки перил, они обладают и декоративным преимуществом, придавая выразительность всему композиционному решению лестницы. Так же как и балконные, лестничные столбики имеют вертикальное двухчастное деление, с двумя выпуклыми горизонтальными поясками посередине. Стойки, круглые в поперечном сечении, опираются на профилированную базу. Вверху имеются пазы для вхождения крепежной части перил. Венчаются опорные столбы довольно объемными бобышками, придающими законченный вид литому изделию.
Еще одной важной составляющей лестницы и главным ее украшением служат балясины. Являясь неотъемлемыми элементами ограждающей конструкции перил, поддерживающих поручень, балясины играют также и роль "Первой Скрипки" в стилистической гармонизации пространства интерьера.
Балясина лестницы в омском генерал-губернаторском дворце представляет собой вертикальный стержень, выполненный в виде растительного мотива, с плотной четырехлепестковой цветочной розеткой посередине, развернутой параллельно движению лестничного марша. Основная длина стержня представлена в виде вытянутых изящно изогнутых листьев. Акцентируя центральную часть балясины, от розетки расходятся тройные лепестки тюльпанообразной формы. Расположение скульптурного оформления верхней и нижней частей в виде листьев аканта плотно свернутых в завиток, зеркально.
Симметрично. Места сопряжения всех декоративных элементов, обозначены мелкими полусферами. Мерный ритм изящных чугунных балясин парадной лестницы создает элегантную графику в интерьере дворца и подчеркивает логическую ясность архитектурной классики.
Являясь одним из важных средств архитектурно - художественной выразительности, металлические конструкции и декоративные элементы создают стилевые акценты, подчеркивая своеобразие архитектурных решений. Элегантность и красота, облаченная в чугун, способная переживать века, не подвергаясь коррозии и деформации, сохраняется в архитектурном наследии, подтверждая свою надежность, практичность и неоспоримые преимущества чугунного литья.