Баухауз. 90. Лет спустя.
Ни одно архитектурно - художественное направление не повлияло на жизнь современного человека столь сильно и явно, как этот комплекс представлений не только о внешнем, но и о внутреннем устройстве мира.
Весной 1919 года в Веймаре путем слияния местных высшей школы изобразительных искусств и школы прикладного искусства была создана высшая школа строительства и художественного конструирования. Она название баухауз получила.
Инициатор основания нового учебного заведения, бельгийский архитектор и художник Анри ван де велде, предложил на должность директора кандидатуру молодого и радикального берлинского архитектора - модерниста Вальтера гропиуса. С этого момента начинается история баухауза.
Стиль и учение.
"Бау - Хауз" - "строй - дом" - слово - конструктор, сработанное столь же крепко и просто, как столы, стулья и здания архитекторов и дизайнеров школы баухауз. Сама эта школа, вскоре перебравшаяся из Веймара в дессау, а затем в Берлин, просуществовала лишь до 1933 года, когда ее последний бастион был ликвидирован национал-социалистами. Однако ни одно архитектурно - художественное направление не повлияло на жизнь современного человека столь сильно и явно, как выдвинутые здесь в начале двадцатых годов идеи об устройстве мира - не только внешнем, но и внутреннем.
Вальтер гропиус, Марсель бройер, мис ван дер рое и их сподвижники стряхнули пыль веков с накопленного Европой архитектурного и художественного опыта и создали учение о том, как должен выглядеть новый мир.
Баухауз вокруг нас.
Их учение оказалось необыкновенно живучим: вы видите перед вашим окном дом с плоской крышей? Это баухауз. Блочная многоэтажка, построенная из отдельных "кубиков"-блоков? Аскетичные стулья из алюминиевых трубок? Сборная мебель вроде той, что продается в шведском магазине "Икея"? Строгие геометрические формы интерьеров? Это все баухауз. Основной девиз "Баухауз - Дизайна": "чем меньше - тем лучше". Вместо архитектурных излишеств и завитушек - строгие формы, идеальные пропорции, прочные материалы.
Архитектура и эзотерика.
Столь же строго, надежно, просто и лаконично следовало, согласно баухаузу, обустроить и "Внутреннее Хозяйство" каждого индивидуума - в прежние, романтические времена именовавшееся "духовным миром". Вокруг отцов - основателей баухауза в начале двадцатых годов образовалась почти сектантски преданная им группа учеников.
Идеалом для "Баухаузовцев" были средневековые артели строителей соборов: зодчие, каменщики, мастера витражных дел и настенной росписи, в течение многих лет трудившиеся над реализацией одного проекта, делали все вместе - жили, работали, молились. Не случайно само слово "Баухауз" созвучно слову "баухютте" - так в средневековье называли дом, в котором жили строители во время сооружения собора, длившегося десятилетиями, а то и веками. И, вслед за средневековыми зодчими, "Баухаузовцы" стремились к тому, что они сами называли "синтезом ремесла и искусства".
"Эзотерический Контекст" баухауза формировали не только архитекторы, но и художники, музыканты, скульпторы: среди них - Пауль клее, оскар шлеммер, Василий кандинский. Последний "Экспортировал" в Веймар и дессау антропософские идеи Елены блавацкой.
В написанном вальтером гропиусом "Манифесте Баухауза" говорится: "давайте создадим здание будущего, которое объединит в себе все: архитектуру, и пластику, и живопись. Созданное миллионами рук мастеров, оно вознесется к небу, подобно кристаллу, как символ новой, грядущей веры! Свет, пространство, чистота линий.
"Не для Народа".
Сказать, что в учении "Баухауза" было много социализма и еще больше безнадежного идеализма, - значит, ничего не сказать. Многим из намерений "Баухаузовцев" так и суждено было остаться утопией. Например, идее создания прототипов дешевых и красивых вещей "для Народа":
"По Большей Части Разработки из Мастерских Баухауза Оказывались Очень Дорогими, Практически Предметами Роскоши, - Признает Директор Фонда"баухауз" Филипп Освальд.
Баухауз сегодня.
Более практичной оказалась идея "Баухаузовцев" использовать при возведении строений бетон и металлоконструкции. Впрочем, "Поэзия Бетона", какой мы ее знаем, например, по зданиям финского архитектора Альваро аальто, очень быстро уступила место сухому функционализму.
Рассеянные национал-социалистами, "Баухаузовцы" экспортировали свои идеи по всему миру. Сегодня памятники баухауза можно обнаружить в разных уголках планеты - от Чили до израиля. От страстной проповеди "Архитектуры Будущего" нам остались, прежде всего, принципы практичности и экономичности.
"Жива и еще Одна Идея Баухауза: Идея Соединения Искусства и Техники, " - добавляет ректор университета баухауза в Веймаре Герд циммерман (Gerd Zimmermann.
Несмотря на историческое название, в веймарском университете избегают любой "Музейности": университет - дело живое. Но в учении и стратегиях баухауза студенты ищут - и порой находят - решения проблем сегодняшнего дня: таких, например, как отток населения из бывших промышленных центров. Скажем, как должен жить город, из которого уехали десять, двадцать, сорок процентов жителей? Таких в Германии и остальной Европе уже немало, а будет - еще больше.
"Конечно, Любая"актуализация баухауза" носит характер интерпретации исходных идей, и в этом таится некая опасность. Следует признать, что "Мавр Сделал Свое Дело", и в своем максималистском варианте давно покинул "передовую линию" архитектурной мысли, - признает директор фонда баухауза, архитектор Филипп Освальд (Philipp Oswald. - Но важнейший принцип баухауза - не идти на поводу у времени, а пытаться придавать ему форму, влиять на пространство, - эта идея важна и для нашего, постиндустриального общества. "Автор: Анастасия Рахманова.
Больше информационных статей о современном интерьере квартиры http://interior.ru-best.com/interer-dlya-kvartiry/sovremennyy-interer-kv...