Загадки ван Эйка.
Картина Яна ван Эйка "Портрет Четы Арнольфини" считается самым обсуждаемым полотном эпохи раннего возрождения. В ней зашифровано немало скрытых символов. Даже спустя несколько столетий не утихают споры, кто же изображен на полотне и запечатлел ли автор сам себя. Портрет был создан в 1434 году. Считается, что на нём изображены итальянский купец Джованни ди николао арнольфини и его жена в их доме в фламандском Брюгге.
Картина является подтверждением свадьбы арнольфини, но тут возникает вопрос - была ли невеста беременна. Внимание! Только в том случае, если это так, тогда свадьба была вынужденной и от этого позорной мерой. Тогда ясно, почему бракосочетание проходит в маленькой комнатке, никак не соответствующей высокому статусу арнольфини. Но эксперты моды, глядя на портрет, утверждают, что на наряд супруги арнольфини ушло не менее 35 метров ткани, т. е. женщина попросту поддерживает подол платья, чтобы не наступить на него.
Еще одной любопытной деталью, объясняющей традиции того времени, является левая рука, которой арнольфини придерживает жену. Здесь речь о так называемом "Браке Левой Руки идет". Такие союзы между людьми из разных социальных кругов заключались. Составлялся брачный контракт, по которому жена не могла претендовать на наследство мужа в случае его смерти, а только лишь на оговоренную денежную компенсацию.
Интерьер комнаты наполнен предметами, символизирующими свадьбу. Апельсины демонстрируют благосостояние арнольфини, ведь они были тогда дорогими экзотическими фруктами. На люстре зажжена только одна свеча - символ присутствия святого духа. Маленькая собачка - это верность, четки - знак благочестия, щетка - чистота.
Арнольфини и его супруга изображены без обуви. "Ибо Место, на Котором ты Стоишь, Есть Земля Святая", - сказано в ветхом завете. Для обоих пол комнаты во время бракосочетания был "Святой Землей".
Важный смысловой элемент картины - зеркало на стене. В зеркале пара главных персонажей со спины отражается. Показана также дверь в противоположной стене комнаты и два человека на её пороге - в красном и синем одеяниях. Искусствоведы предполагают, что ван Эйк изобразил сам себя и супругу, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит "Johannes van Eyck Fuit hic", т. е. "Ян ван Эйк был здесь". Считается, что один из стоящих (фигура в синем) на пороге комнаты - сам художник. Ну а россияне могут заметить в арнольфини черты уж очень знакомого им человека.