Витражом называют декоративную композицию из стекла или другого материала, который пропускает свет.
В русский язык слово "Витраж" из французского пришло. А французский термин Vitrage образован от латинского Vifrum, что означает "Стекло", "прозрачность" и "работающии на просвет".
Витражное искусство несколько тысячелетии назад появилось. Стеклянные изделия существовали еще в древнем Египте, но расцвет витражной техники случился в эпоху средневековья
. В этот период мастера знали совсем немного красящих пигментов, поэтому преимущественно использовали в работе стекла красного, зеленого и синего цветов, комбинируя и накладывая их друг на друга.
Основой для изготовления витража был предварительныи рисунок, который переводили на прозрачное стекло. Изображение складывали из нарезанных кусочков цветного стекла, скрепляли свинцовыми перемычками и спаивали по краям.
Подъем искусства витража пришелся на готический период. В это время мастера усовершенствовали технологию и расширили цветовую гамму. Витражи в окнах готических соборов, таких например, как собор парижскои богоматери или аббатство сен - Дени, создавали внутри помещения изысканную игру окрашенного света, преображая пространство.
В эпоху возрождения витраж стал более детальным, а витражные композиции обрели разнообразные сюжеты. Однако в последующих периодах, от барокко до классицизма, его практически перестали использовать.
Новая популярность к искусству витража пришла в конце XIX века, в эпоху модерна. В этот период витражная техника вышла за границы архитектуры: появились настенные картины из стекла, витражами украшали окна в больших домах, декорировали лестничные пролеты, дверные проемы, ширмы, двери шкафов и потолочные вставки.
Одним из самых известных мастеров витражного дела был дизаи нер и художник Луис комфорт Тиффани. Он улучшил способ соединения цветных стекол разнои формы: края стеклянных фрагментов мастер обклеивал тонкои меднои лентои, а затем сплавлял. Эта технология помогла придать разноцветной поверхности объемный вид.
В России витраж стал популярен в XIX веке. В советское время витражи редко украшали интерьеры общественных здании, поскольку их ассоциировали с церковным зодчеством. Однако витражные композиции советских художников - монументалистов и сейчас можно увидеть на некоторых станциях московского метро, например на "Новослободской".