С некоторых пор я завела себе традицию привозить керамические плитки из разных путешествий.
Один мой друг положил начало моей коллекции, но оказавшись в Португалии я поняла, где пробел в моих знаниях и одновременно ужаснулась от мысли о том, насколько тяжёл будет мой багаж по возвращении домой. Не узнать изразцы португальской глиняной плитки азулежу просто невозможно: ее характерная роспись, обжиг и глазурованная поверхность сразу бросается в глаза и остается в памяти надолго
. Интересно то, что в Португалию и глазурованный расписной кафель азулежу (изначально зульяйдж) появился благодаря арабам. Ведь первая облицовочная керамика на Востоке изготавливалась. В Португалии до сих пор сохранились образцы старинных азулежу. Эксперты утверждают, что некоторой плитке уже около 500 лет! Поскольку первоначальными дизайнерами азулежу были арабы, то рельефная поверхность плиток, чаще всего, складывалась в звездообразные рисунки, что весьма характерно для культуры Востока и классической арабески, но жизнерадостные португальцы добавили разнообразия в расписные орнаменты, а со временем плитки азулежу стали изображать натуралистичные картины и людей. В XVI веке, под влиянием Италии, в дизайн азулежу вошли сюжеты древнеримских мифов, да и сама техника росписи стала немного другой: краску наносили уже не на рельефную, а на плоскую поверхность плитки, предварительно покрытой цинковой глазурью. Т е и господство мавров внесло неоспоримый вклад в формирование культурного достояния страны. И древние техники Египта отпечатались в этой истории. Цвета, рисунки, геометрии, целые династии азулежу на территории старой Европы. Пик популярности азулежу пришелся на середину XIX века, когда оригинальная плитка поступила в массовое производство и стала широко использоваться для облицовки стен во дворцах и храмах, а затем и для декорирования жилых зданий, причем не только изнутри, но и снаружи. В Португалии азулежу повсюду - на фасадах и в интерьерах церквей, общественных зданий и жилых домов. Ими украшены ступеньки лестниц, фонтаны, скамейки, вывески на магазинах, таблички с названиями улиц, станции метро и вокзалов. Глазурованная керамическая плитка прочно вошла в быт португальцев, стала частью их жизни и одним из главных символов Португалии. Облицовочная керамика, покрытая глазурью, была известна еще в древнем Египте и месопотамии. III тысячелетием до нашей эры датируются керамические плитки бирюзового цвета, которыми облицованы помещения пирамиды джосера в саккаре. Бирюзовый цвет, наряду с зеленым, в древнем Египте считался символом возрождения и победы над смертью. Всемирно известные ворота иштар, через которые шли торжественные процессии вавилонян, построенные в VI веке до нашей эры царем нововавилонского царства навуходоносором, облицованы блестящей керамической плиткой. Так же голландская струя технологичного новаторства в середине 18 века сменила многоцветное азулежу на португальскую Гжель. От геометрии арабесок до бело голубых библейских сюжетов, всю эволюцию национального достояния и великолепия можно наблюдать в музее азулежу в Лиссабоне.
Сказать, что керамическая плитка завоевала Португалию, как никакую другую европейскую страну. Нигде она не использовалась и не используется в качестве декора столь широко и столь масштабно, как здесь. Поэтому путешествие в Португалию превращается в прямом смысле этого слова в путешествие в мир азулежу.