Музей - квартира а. М. горького - имли ран - уникальный памятник архитектуры.
В доме на малой никитской М. горький провел последние 5 лет жизни - самое продолжительное время пребывания в Москве (с 14 мая 1931 г. до 27 мая 1936 г..
Есть, как минимум, две весомых причины посетить мемориальный музей. Во-первых, представить, как жил писатель, увидеть личные вещи, коллекцию и мебель горького, узнать интересные факты о его жизни и творчестве. Во-вторых, восхититься необычной архитектурой модерна.
Здание примечательно как памятник архитектуры стиля модерн начала ХХ в., выдающееся произведение академика архитектуры Федора Осиповича Шехтеля. Оно построено в 1900-1902 гг. по заказу промышленника, банкира и мецената Степана Павловича рябушинского. В обработке интерьеров участвовал будущий академик архитектуры и. а. фомин. Витражи и мозаика фасадов мастерской в. М. Виноградова выполнены. В 1917 году рябушинским пришлось эмигрировать.
После революции здесь размещались различные учреждения, такие как госиздат, психоаналитический институт и его лаборатория, детский сад, вокс (всесоюзное общество культурной связи с заграницей.
В 1931 г. дом был предоставлен писателю, возвратившемуся на родину из Италии. Дом, где горький вместе с семьёй своего сына прожил последние годы, не был им выбран и не был им мы любим.
Каждая комната, а в ней отделка, деталь несут особый смысл и имеют свою историю. Особняк начинается с холла, в основе которого лежит морская тема и оснащен необычной лестницей в форме волны. Она образцом пластического направления модерна является. Вся комната создаёт иллюзию подводного мира: помимо "Тающей" парадной лестницы - люстра - медуза, стены зеленоватого цвета, ручки дверей в виде морских коньков. Через витражи в окнах второго этажа проникает приглушенный свет и тоже создает ощущение водной стихии.
Морские и растительные мотивы и в остальных комнатах особняка сохраняются.
Самая большая комната дома служила столовой, гостиной. Здесь проходили встречи горького с многочисленными гостями, прежде всего писателями, людьми искусства. В столовой также имеется скрытая боковая дверь в кухню, которая не включена в экспозицию.
Библиотека - комната, в которой собрана последняя, примерно 6-я по счету библиотека М. горького. Это одна из самых тихих и красивых комнат дома. Главные темы декора - образы сада с прудом. Потолок уникальной ручной лепки, плафон с желтыми хризантемами (образ солнца) на фоне голубого неба и улитка как доброе пожелание обитателям дома.
В то время пока особняк принадлежал первому владельцу - с. рябушинскому, на втором этаже располагались спальни, однако для М. горького, который в последние годы жизни страдал одышкой из-за проблем с лёгкими, спальню поместили в нижнем этаже дома: в комнате, которая служила для рябушинского секретарской - местом, где его могли ожидать гости и посетители.
Особенный интерес представляет главный кабинет: в нём сохранились личные вещи М. горького. Простой высокий стол, подходящий для писателя с больными лёгкими. Здесь всё было организовано привычным для горького образом: "Казалось, что он Возит Свою Рабочую Комнату с Собой", - вспоминал Маршак. Порядок на рабочем месте был неизменен: чернильница, большие листы бумаги с широкими полями, обычная деревянная ручка, много цветных карандашей, блокноты и листочки бумаги с заметками, служившие заготовками для будущих произведений.
Шкафы кабинета отведены под коллекцию нэцкэ. Оказывается, писатель увлекался собирательством редких восточных фигурок, вырезанных из кости в Xviii - XX вв. Он любил коллекционировать предметы, связанные с азиатской культурой, и рассказывал о них гостям с особым удовольствием.
Интерьер комнаты специально продуман Шехтелем. Основная тема - лавровая ветвь - повторяется в резьбе дверей, окна, в рисунке витража, дверных ручек. На одном из самых загадочных витражей зашифрована заветная мысль архитектора: единство человека и природы, необходимость гармонии их взаимоотношений.
И это только часть интереснейших фактов об этом уникальном архитектурном сооружении. Больше информации вы можете получить на сайте мемориального музея. Музей писатель архитектура история.