Дом висенс - первый особняк гауди в Барселоне.
Своей туристической привлекательностью столица Каталонии во многом обязана великому архитектору Антонио гауди. Достаточно отметить, что из восьми объектов юнеско в этом городе, шесть - творения каталонского мастера. Среди них Casa Vicens - первая крупная работа начинающего архитектора в Барселоне
. Каса висенс находится в туристической тени более известных сооружений гауди - домов мила и бальо, парка гуэля и церкви саграда фамилиа, но это обстоятельство нисколько не уменьшает его архитектурной ценности.
История.
В 1878 г. Антонио гауди, только что получивший диплом архитектора, спроектировал загородный жилой особняк для владельца фабрики по производству керамической плитки и кирпича Мануэля висенса. Район Gr cia, где был сооружён дом висенс, в тот период находился вне Барселоны. Строительство началось спустя 5 лет, и было завершено в 1888 г.
Отведённый под строительство участок был ограниченным - 30 на 34, 5 м. тем не менее, отодвинутый на задний план участка, особняк довольно вместителен: площадь всех помещений превышает 1 тыс. м 2. спроектированное гауди здание с одной из сторон "Утыкалось" в находившийся по соседству монастырь. Из остальных трёх фасадов главным считался юго-западный, выходящий в сад, и являвшийся как бы его продолжением. В то же время наиболее декоративным получился боковой юго-восточный фасад, с видом на нынешнюю улицу Carrer de les Carolines.
Четырёхэтажный дом состоял из полуподвала, двух жилых этажей и чердака. В нижнем жилом этаже располагались холл, столовая и курительный салон, а на втором - спальни.
После смерти висенса в 1895 г., его вдова продала дом гаванскому хирургу Антонио ховеру, потомки которого жили в доме вплоть до 2017 г. новый хозяин заказал расширение особняка ученику гауди. К задней части здания были добавлены пролёт, а также дворик и лестница: в результате этажи стали автономными. Интересно, что план этой реконструкции получил одобрение самого гауди. Следующие две реконструкции здания, произведённые соответственно, в XX и XXI вв., также были уважительными к первоначальному плану гауди, и способствовали сохранению в хорошем состоянии.
Ховеры разрешали "Соседям и Туристам" входить внутрь своего частного дома лишь единственный день в году. К счастью для них, в 2017 г. андоррский Morabanc за 35 миллионов EUR выкупил дом, и устроил в нём скромный музей.
Первоначально дом висенс был окружён садом. При расширении улицы Carolines, на которой расположен дом, а также после продажи владельцами в середине XX в. части земельного участка, были утрачены часть сада и ограды, ротонда и каскад с фонтаном. Правда, уменьшенную копию этого фонтана воссоздали в 1984 г. на территории другой работы мастера - усадьбы гуэля, где сейчас действует центр изучения творчества гауди.
Современность.
Во внешнем облике дома висенса явно угадывается направление деятельности его первого владельца. Здание построено из необработанного камня и облицовано цветными керамическими плитками, производимыми заказчиком. Красивый особняк, таким образом, кроме основного предназначения, также популяризировал продукцию владельца.
В архитектурном плане здание представляет собой четырёхугольник, правильность форм которого несколько нарушена столовой и курительной комнатой. Casa Vicens выстроен в любимом гауди стиле оригинального модерна. В то же время, в декоративном стиле здания очевидно влияние юношеского увлечения архитектора испано-мавританским стилем мудехар, популярным в то время в Барселоне.
Со свойственной ему дотошностью и ансамблевым мышлением, гауди спроектировал не только собственно здание, но и решётки с металлическими пальмовыми листьями ограды, ворот, балконов и окон. Это не составило ему труда: ведь гауди происходил из семьи потомственного медника и кузнеца, и овладел этим искусством ещё в юности. Кружево кованых решёток вместе с ковровым орнаментом облицовочных плиток существенно смягчают противостояние общей устремлённости здания вверх и стандартного горизонтального членения его этажей.
В дальнейших работах гауди каждый этаж будет оригинальным. Туристов, знакомых с другими творениями гауди, в доме висенса несколько удивляют и прямые линии: позже архитектор стал считаться их ненавистником. Он говорил, что они несвойственны природе, всю жизнь бывшей для него источником вдохновения.
Природные мотивы широко использованы и в доме висенса. Росшие в окружающем саду цветы бархатцы изображены и на керамических плитках фасада, создавая общую композицию дома и сада. Птиц - фламинго и аистов, можно видеть на стенах интерьера, а ветки черешни - на потолке.
Аналогично домам мила и бальо, вентиляционные шахты и дымовые трубы дома висенса задекорированы: в данном случае для этого использованы керамическая плитка. При взгляде на здание привлекают внимание изящные башенки, напоминающие купола мечетей, эркеры и резные балконы. Пестрота фасада с шахматно - цветочным орнаментом не только не портит дом, но и сообщает ему определённую теплоту. Как говорил гауди, он просто перенёс на изразцы цветочный ковёр бархатцев и подсолнухов, увиденный им в саду на месте постройки особняка.
Несмотря на недорогие отделочные материалы, дом висенс напоминает замок. Интерьеры дома висенс чрезвычайно декоративны, и удивляют тщательностью исполнения каждого элемента. К счастью, самые декорированные и запоминающиеся помещения - вестибюль, курительный салон и столовая, почти не изменили свой первоначальный облик.