Всё об интерьере для дома и квартиры

Лучшие идеи для дизайна интерьера, полезные советы, интересные статьи

Церковь богоявления господня.

14.07.2024 в 19:31

Церковь богоявления господня в посёлке красное - на - волге имеет богатейшую историю. Храм построен в 1592 году на средства дяди Бориса Годунова - Дмитрия Ивановича, по благословению первого патриарха московского и всея Руси Иова. Церковь богоявления в красном - это единственный каменный шатровый храм XVI века в костромской области. Внутри храма присутствует восстановленный иконостас, а стены и своды расписаны в традициях православной живописи XVI - Xvii веков.
Церковь богоявления господня.
Рядом с храмом богоявления прежде находилась церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Она была построена на народные деньги в память об избавлении России от нашествия Наполеона. Храмовый ансамбль был обнесен оградой, рядом с которой стоял памятник Александру II. Внутри ограды находилось старое кладбище. Когда возникла потребность в новом, его основали на другом месте и построили новую кладбищенскую церковь всех святых. После революции петропавловская церковь, храмовая ограда и памятник царю были разрушены. От былого ансамбля остался лишь храм богоявления, закрытый в середине 20 века, и пруд.
В советское время церковь служила складом для зерна, хранилищем овощей, библиотекой и клубом. В конце 1950-х годов под руководством архитектора и. Ш. Шевелёва в богоявленской церкви провели ремонтно - реставрационные работы. В ходе этих работ храму вернули первоначальный облик, который он имел к концу Xvii века. В 1990 году церковь вернули костромской и галичской епархии. С этого момента и начинается его истинное возрождение. Здесь стали проходить регулярные богослужения, сам храм был полностью отреставрирован в 2009 году.

Церковь богоявления господня. 01
Богоявленская церковь в красном на волге, построенная в 1592 году Годуновыми, принадлежит к числу бесспорных шедевров древнерусского зодчества. История её недавней реставрации развивалась очень странно. Сначала были сделаны новые луковичные главы, заменившие собой шлемовидные, а затем отлично отреставрированный в 1962 году по проекту и. Шевелёва памятник решили окончательно вернуть к дореволюционному облику, который он приобрёл в результате поздних искажений. Шатры храма и колокольни покрыли медью, а на церковном шатре заново воспроизвели псевдолюкарны. Таким образом, памятник сейчас отброшен на сто лет назад, словно и не было вековой истории его научного изучения и реставрации.

Церковь богоявления господня. 02
Один из красивейших храмов костромской земли - и единственный в её пределах шатровый храм - появился в селе красном в ту эпоху, когда им владели Годуновы, стремительно возвысившиеся во второй половине ХVI века. Село красное, очевидно, гораздо старше первого упоминания о нём (1569 год. На протяжении некоторого времени село принадлежало представителям фамилии Воронцовых - вельяминовых, потомкам полулегендарного мурзы чета, приехавшего из орды, крестившегося и поступившего на службу к московскому великому князю. В 1567 году костромской уезд взяли в опричнину, а старых вотчинников выселили, предоставив им, впрочем, некую компенсацию. Первый документ, где упомянуто красное, как раз и свидетельствует об этой компенсации, полученной Иваном Воронцовым - вельяминовым за изъятое у него село красное. "Се аз Иван Дмитриевич сын Воронцов дал в дом Троицы Сельцо Наместково в Бежецком Верху, а Меня Ивана Пожаловал Царь и Великий Князь тем Сельцом Наместковым с Деревнями Вместо Моей Вотчины Села Красного с Деревнями, что Взял Государь у Меня то Село Красное в Костромском Уезде". С тех пор красное числилось дворцовым селом, пока не перешло в руки Годуновых, стремительно возвысившихся при Иване грозном и его сыне Фёдоре, и, таким образом, вернулось к потомкам того самого чета: Годуновы, как и вельяминовы, вели своё происхождение от него.


В 1592 году, согласно записи в клировой ведомости (датировку эту подтверждал и П. а. Раппопорт, видный исследователь древнерусского зодчества), в красном появилась каменная церковь в честь богоявления - по всей видимости, на месте существовавшего издревле деревянного храма. Строилась новая церковь по благословению первого патриарха московского Иова на средства Дмитрия иоановича Годунова. Храм был возведён шатровым - в новом вкусе. До того в костромской глуши шатры видали только на деревянных церквах. И, вероятно, работали в красном не местные мастера, а приезжие. Во всяком случае, некоторые приёмы, нашедшие применение на здешней строительной площадке, обнаруживают знакомство зодчих с московскими шатровыми памятниками. Логично было бы предположить, что церковь в красном сооружали именно москвичи, ведь Годуновы к описываемому времени прочно укоренились в стольном граде. Выглядела первоначально богоявленская церковь несколько иначе, чем теперь. Она представляла собой простой восьмерик на четверике, увенчанный шатром. Приделов и колокольни тогда не существовало, они появились лишь в ХVII веке. Несомненно, в таком "Обнаженном" виде наследование каменной архитектуры деревянной было ещё более наглядно, чем теперь.
В ХVII веке красное, недолго побывав в руках Годуновых, вновь стало дворцовым. В 1648 году по цареву указу дьяк и. языков с подьячим Г. Богдановым производили отмежевание его земель от соседних угодий (принадлежавших, по большей части, ипатьевскому монастырю), о чём в переписных книгах сохранилась соответствующая запись: "лето 7157 по государеву указу и грамоте из приказа большого дворца за приписью дьяка Ивана Федорова, Ивана Семеновича Языкова, да подьячего Григория Богданова государева дворцового села красное в деревни да в вотчину ипатьевского монастыря села Нефедова, села ивановского, да села прискоково в деревни ездили и те деревни государева дворцового села красного от вотчин ипатьевского монастыря отмежевывали, а на межевании были дворяне: Павел Карцев, Илья Бедарев и другие. Да к той же подписи села красного богоявленский поп Григорий вместо крестьян руку приложил". Храм упомянут в этом деловитом тексте лишь косвенно, как место служения попа Григория; ни о состоянии церкви, ни об её убранстве ничего не говорится: не за тем приехали в красное "Государевы Люди". Только и мы понимаем, что храм действовал, служба вершилась. В конце ХVII века богоявленская церковь обзавелась шатровой колокольней - в целом созвучной облику храма, хотя в сравнении с его мощным шатром несколько как бы "Робкой". Село между тем росло, и один храм не мог удовлетворить его потребностей. В начале ХVIII века в красном было уже, считая богоявленскую церковь, четыре церкви.
В 1960-е годы богоявленская церковь, настрадавшаяся за несколько десятилетий от "Нецелевого Использования", была реставрирована. Проект реставрации составил костромской архитектор Иосиф шефтелевич Шевелев, много потрудившийся в деле выявления и сохранения памятников костромской области. Реставраторам пришлось восстанавливать его изначальный облик, опираясь на археологические исследования и данные, известные о других шатровых памятниках ХVII века, с которыми богоявленская церковь находится в родстве. Реставрация советской эпохи, разумеется не предполагала возвращение храму его богослужебной функции. Однако она позволила ему благополучно дожить до новейших времён. В 1990 году богоявленский храм возвратили костромской епархии, в нём возобновилась приходская жизнь. И, естественно, начались реставрационно - ремонтные работы, связанные с приспособлением церковного здания к его исконному предназначению. Не будучи специалистами, стоит воздержаться от каких-либо оценок реставрационных усилий этого периода. Понятно, что предпринимались они в условиях острой нехватки средств и имели целью в первую очередь практическое благоустройство. Скорее всего, именно в этих видах шатёр храма был покрыт медными листами, что визуально на пользу ему не пошло, но, возможно, послужило к лучшей его защите. В 2009 году, по окончании ремонта, тогдашний архиепископ костромской и галичский Александр совершил великое освящение храма, что стало значительным событием в новейшей истории красного - на - волге.
Богоявленская церковь - единственная шатровая церковь на территории костромской области, хотя шатровых колоколен здесь великое множество. Храм выстроен, согласно московской традиции, на высоком подклете; основная часть его представляет собой восьмерик на четверике. Восьмерик разделён на три яруса, каждый из которых декорирован закомарами, уменьшающимися от нижнего яруса к верхнему. Ярусы восьмерика отделены друг от друга уступчатыми карнизами, каждая грань несёт на себе в нижних двух ярусах по одному кокошнику, а в верхних по два. В основании шатра мы видим треугольные фронтоны с вписанными в них Горками кокошников, причём деталь, увенчивающую Горку, уже кокошником в обычном смысле не назовёшь: это треугольник, вписанный в завершение фронтона и как бы нацеливающий взгляд ввысь. Этот приём отсылает нас к центральному шатру московского собора покрова на рву. Шатёр увенчан маленькой главкой на высоком барабане (при реставрации 1960-х годов и. Ш. Шевелев придал ей шлемовидную форму, предположив, что такой она была изначально; сейчас главка вновь, как на фотографиях конца ХIХ столетия, луковичная. Переход от шатра к барабану решён в виде однорядного пояса кокошников.
Ещё одного "Родственника" красненского храма исследователи обнаруживают в подмосковном селе остров, где при Иване грозном была возведена изумительной красоты преображенская церковь. Декоративный строй преображенского храма более сложен, однако конструктивно он весьма походит на своего провинциального "Брата". До сих пор не решён вопрос, когда именно появились у богоявленской церкви приделы, оформленные отдельными алтарными апсидами. В общеупотребительной литературе говорится, что они выстроены в первой половине ХVII века. Однако галереи - гульбища, опоясывающие храм с трёх сторон, современны ему, что было доказано зондажными исследованиями и. Ш. Шевелева. Каждый из приделов представляет собой небольшой четверик, опоясанный кокошниками и увенчанный маленькой главой на весьма скромно - одними только валиками - оформленном барабане. Предполагается, что верхний ярус гульбища изначально был открытым. Впоследствии его - ради тепла - застеклили, и именно таким он предстаёт перед современным посетителем. Относительно колокольни никаких споров нет: её строительство относят к последней трети ХVII века. В основании шатра мы видим треугольные фронтоны, как и в основании главного шатра. Но здесь они решены суше и площе, хотя, конечно, определённую перекличку задают.
Нынешнее убранство богоявленской церкви мало чем интересно для любителей церковной старины. Иконостас и роспись здесь - современные, выполненные в ходе ремонта 1990-2000-х годов. То и другое - в характерном для современности "древнерусском стиле, причём даже минимально соблюсти прежнюю стилистику убранства не представилось возможности, поскольку не сохранилось никаких дореволюционных изображений интерьеров богоявленского храма. Ко входу в храм ведёт крутая лестница, прежде, очевидно, бывшая просто кирпичной, а теперь выложенная половой плиткой. Войдя в дверь, мы оказываемся в крытой галерее, опоясывающей храм с севера, Запада и юга. Приделы, которыми завершаются восточные оконечности галереи, пока не освящены и используются как подсобные помещения. В центральный храм можно попасть через три входа - западный (главный), северный и южный. Все они оформлены порталами, несколько упрощёнными по сравнению с более древними памятниками. Так, мы не видим здесь ни килевидного завершения, ни классических дынек. Утолщения с перехватами есть, но, в отличие от традиционных дынек, они не разделены на "Дольки". Внутри храм довольно темен, в противоположность гульбищам с широкими полукруглыми окнами, восстановленными при реставрации 1960-х годов. Света, поступающего через небольшие окна явно не хватает для того, чтобы осветить скромное по своим размерам, но "Глубокое" благодаря шатровой конструкции помещение. Высокий иконостас полностью закрывает восточную стену четверика. Среди икон богоявленского храма можно встретить очень характерные, представляющие немалый исторический интерес. Хотя это и не шедевры, но, принадлежа своим эпохам, они многое могут сказать об упованиях, симпатиях и художественных предпочтениях и мастеров, и заказчиков.

Церковь богоявления господня. 03
Церковь богоявления господня. 04
Церковь богоявления господня. 05
Церковь богоявления господня. 06
Церковь богоявления господня. 07