Главное для возможного жениха - приданое невесты, а купец мечтает породниться с дворянином. Картина строится как театральная мизансцена с последовательно развивающимся действием от фигуры майора к центральной группе (дочь и мать. Обстановка дома демонстрирует претензии хозяев на "Хороший тон", однако на всем лежит печать купеческого вкуса: нескладно сидящий сюртук на хозяине дома, по-крестьянски повязанный платок на голове купчихи, жеманные движения дочери, стесняющейся обнаженных плеч. Интерьер гостиной также выдает хозяйские пристрастия - на стене вместо модных картин висит портрет митрополита. Огромную роль играет натюрморт - вещи не просто комментируют событие, они обретают самоценную роль и, будучи написаны с миниатюрной виртуозностью, кажутся драгоценными. Настоящим героем картины является купеческий быт, простоватый, но основательный. Федотов писал в стихотворении - рацее, посвященном своей работе: "тут зато один толк, что все взято не в долг, как у вас иногда, честные господа!