Сегодняшняя дата в ИСТОРИИ искусств.
31 октября 1632 родился Ян вермеер (вермеер дельфтский, нидерл. Jan Vermeer van Delft, мфа: 'j? n v? r'me: r; 1632-1675 - нидерландский художник - живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Наряду с Рембрандтом и Франсом халсом является одним из величайших живописцев золотого века голландского искусства.
О жизни вермеера очень немногое известно. Он родился (по крайней мере был крещён) 31 октября 1632 года в Делфте, в семье предпринимателя - торговца. Ян был вторым ребёнком в семье и единственным сыном своих родителей. Его отец был родом из Антверпена, в 1611 г. переехал в Амстердам и работал ткачом по шёлку. В 1653 г. он женился, переехал в дельфт и стал хозяином постоялого двора. Он продолжал заниматься шелкоткачеством, а также был зарегистрирован в делфтской гильдии святого луки в качестве торговца предметами искусства.
Образование.
О годах ученичества вермеера не сохранилось достоверной информации. Известно, что 29 декабря 1653 г. Ян вермеер был принят в гильдию святого луки. По условиям гильдии членство в ней предваряли шесть лет серьёзного обучения живописи у мастера, состоявшего в гильдии. Ян вермеер был знаком с художниками леонартом брамером и Герардом тер борхом. На основании этого факта строились предположения о том, что вермеер возможно состоял в обучении у одного из них. Кроме этого чрезвычайно распространена, но не имеет подтверждений гипотеза о том, что учителем вермеера был художник Карел фабрициус, в свою очередь ученик Рембрандта. Безусловно, огромное влияние на творчество вермеера оказал голландский мастер жанровой живописи питер де хоох, проживавший в Делфте с 1652 по 1661 гг. его стиль нашёл дальнейшее развитие в полотнах вермеера.
Семья и работа.
20 апреля 1653 г. Ян вермеер женился на Катарине болнес из деревни в окрестностях Делфта. Кальвинистское вероисповедание первоначально вызывало недовольство в католической семье болнес. Лишь после увещеваний католика брамера будущая тёща вермеера дала согласие на брак дочери.
В 1660 г. вермеер вместе с женой переехал жить в дом тёщи. У вермеера было 15 детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте. Очевидно, что материальное положение художника было очень неплохим, раз он мог без проблем прокормить своих детей. Известно, что вермеер писал в год лишь по две картины, поэтому у него были и другие источники дохода. Он помогал своей матери управлять трактиром "Мехелен" на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа. Предполагается, что в этом заведении вермеер мог вести обычную для голландских художников того времени торговлю предметами искусства. В 1662-63 и 1670-71 гг. вермеер должность декана гильдии занимал св. Луки и соответственно руководил ею. В Xvii в. любой ремесленник и художник состоял в соответствующей гильдии, регламентировавшей деятельность представителей профессии. Должность декана гильдии художников была очень почётной и говорит об авторитете Яна вермеера в Делфте.
Ещё при жизни художника за картины Яна вермеера платили очень хорошие деньги. В основном вермеер писал для своих заказчиков - меценатов. Главными покровителями художника и почитателями его творчества были пекарь Хендрик ван буйтен и хозяин печатной мастерской Якоб диссиус, в коллекции которого согласно инвентарному перечню 1682 г. находилось 19 картин вермеера. Остаётся неизвестным, писал ли вермеер под конкретные заказы меценатов или они просто получали право преимущественной покупки готовых произведений мастера. Вермеер известным экспертом по вопросам искусства был. Так, например, он был в числе экспертов, которым доверили установить подлинность коллекции венецианских и римских полотен, предложенных курфюрсту Бранденбурга Фридриху Вильгельму I за 30 тысяч гульденов. В 1672 г. вермеер ездил в Гаагу, где давал заключение о стоимости картин вместе с другим художником Якобом йордансом. В присутствии нотариуса он опроверг подлинность коллекции и заявил, что в действительности коллекция стоит не более одной десятой от запрашиваемой цены.
В отличие от многих других художников у Яна вермеера не было учеников.
Последние годы жизни.
К концу жизни экономическое положение художника значительно ухудшилось, и он был вынужден брать кредиты. В результате начавшейся в 1672 (и продолжавшейся до 1679 года) войны с Францией замерла торговля живописью. В своём ходатайстве о частичном списании долгов, датированном 30 апреля 1676, супруга вермеера поясняла, что во время войны её муж был вынужден продавать картины по заниженной цене.
В 1675 году вермеер заболел и умер спустя несколько дней. 15 декабря 1675 г. Ян вермеер был похоронен в фамильном склепе в церкви ауде керк в Делфте. Его жена была вынуждена отказаться от наследства и передала его кредиторам.
Художественный стиль.
Большинство работ вермеера представляют собой композиции в тщательно прописанном интерьере, с небольшим числом фигур. Есть также несколько городских пейзажей. Практически отсутствуют (несмотря на широкое распространение в то время) сюжеты на религиозные темы.
По мнению некоторых современных авторов (художник Дэвид хокни, архитектор Филип стейдмен (англ. Philip Steadman), вермеер и ряд других художников возрождения пользовались техническими средствами: камерой - обскурой, камерой - люсидой и сферическими зеркалами - для достижения совершенства в создании эффекта перспективы и освещения. Теории эти считаются гипотетическими и подвергнуты критике, как со стороны художников, так и со стороны учёных. Википедия.
Далее читайте о современном интерьере квартиры http://interior.ru-best.com/interer-dlya-kvartiry/interer-zala-v-kvartire