Всё об интерьере для дома и квартиры

Лучшие идеи для дизайна интерьера, полезные советы, интересные статьи

Лекции "Архитекторы 20-го Века".

24.12.2017 в 03:31

Архитекторы XX века, отказываясь от традиционных стилей, стремились к созданию функциональных конструкций, соответствовавших новой эпохе. В подборке - цикл качественных и познавательных лекций, которые познакомят вас с выдающимися архитекторами прошлого столетия, оказавшими значимое влияние на всю историю мирового зодчества.
Лекции Архитекторы 20-го Века.


Автор лекций - Анна броновицкая, историк архитектуры, директор по исследованиям института модернизма, преподаватель московской архитектурной школы (марш), автор многочисленных публикаций по архитектуре XX века. Лекции помогут расширить кругозор и будут полезны начинающим и практикующим архитекторам, дизайнерам интерьера, а также специалистам других творческих профессий.
Темы лекций:
- Фрэнк Ллойд Райт (США, 1867-1959).
Райт происходил из семьи проповедников - нонконформистов и обладал необыкновенной способностью убеждать заказчиков в своей правоте. Так появились великолепные и совершенно непрактичные "Дом над Водопадом" (1934-1937) и музей гуггенхайма (1959), но так же распространился и открытый план в жилой и офисной архитектуре. Создатель концепции "Органической Архитектуры", Райт пропагандировал близость к природе и на протяжении всей жизни занимался схемами пригородного расселения, но при этом с увлечением проектировал высокие башни. Среди его последних проектов - грандиозный генплан большого Багдада (1957-1958) и небоскреб "Иллинойс" высотой в милю (1957), а когда Райт умер, на его столе остались наброски экономичного дома из бетонных блоков заводского изготовления.

Эксцентрик и эгоист, чья личная жизнь сопровождалась чередой громких скандалов, он был занят поисками новых форм социальной гармонии и устроил свою мастерскую наподобие коммуны. Он интересовался происходящим в Ссср и принял участие в первом съезде союза советских архитекторов, но всегда разделял народ России, которому признавался в любви, и правительство, которое он презирал. За почти 70-летнюю карьеру Райт создал более 1000 проектов и реализовал 532 из них. Его неизменно называют величайшим из американских архитекторов.
- Эрих мендельсон (Германия, 1887-1953).
Эрих мендельсон, известный в России прежде всего как автор проекта ленинградской фабрики "Красное Знамя" (1925-1927), один из ярчайших представителей экспрессионизма в архитектуре, - в новой лекции Анны броновицкой.
Мендельсон успешно работал в веймарской Германии, проектируя фабрики, театры и универсальные магазины, фактически создав новую формулу для этой типологии. После прихода нацистов к власти в 1933 году он был вынужден бежать в Великобританию, а в 1935-м открыл бюро в Иерусалиме. В изгнании он осознал свою национальную идентичность и работал над соединением еврейской традиции и современной архитектуры. Его постройки в подмандатной Палестине и США, куда он перебрался в 1941 году, представляют собой оригинальную версию национально окрашенного модернизма.

- Ле корбюзье (Швейцария, Франция, 1887-1965).
Ле корбюзье (настоящее имя - Шарль - Эдуар жаннере - гри) родился в Ла-Шо- де - фон в Швейцарии 6 октября 1887 года. Будучи многосторонне одаренным, реализовал себя в качестве архитектора, градостроителя, дизайнера, художника и писателя, оставив глубокий след в истории архитектуры не только Европы, но и таких стран, как Ссср, Индия, Япония, Бразилия и многие другие.
Архитектурная эстетика Ле корбюзье, ориентированная на чистую индустриальную красоту, железобетонные покрытия, свободную планировку, прошла различные этапы трансформации, но всегда была направлена на преображение жизни, социальную ориентацию и нашла свое отражение как в небольших архитектурных опытах, так и в грандиозных, порой утопичных градостроительных проектах.
Творчество Ле корбюзье слишком обширно, чтобы его можно было рассмотреть в одной лекции. В фокусе внимания в этот раз были не столько хрестоматийные произведения, сколько менее известные или недостаточно понятые проекты и теории мастера, а также обстоятельства и люди, книги и путешествия, повлиявшие на его формирование и эволюцию. Отдельный сюжет - политические авантюры Ле корбюзье: надежды, которые он связывал с Ссср, правительством виши и оон.

- Людвиг мис ван дер роэ (Германия - США, 1886-1969).
Людвиг мис ван дер роэ (1886-1969) - самый большой эстет среди модернистов XX века. Его мало интересовали социальные задачи, и он всегда предпочитал работать с богатыми клиентами: архитектура, в полноте выражающая дух времени, стоит дорого. В начале своей карьеры был приверженцем неоклассицизма, а после первой мировой войны стал одним из пионеров современного движения.
В 1930-1933 годах мис ван дер роэ был директором баухауса, но не разделял функционалистских принципов основателя школы Вальтера гропиуса. Жесткой связи функции и архитектурной формы он противопоставил универсальную архитектуру с гибким планом, который можно приспособить к разным функциям. Эту идею он воплотил уже в своих европейских постройках, создав такие шедевры, как павильон Германии на всемирной выставке в Барселоне (1929) и вилла тугендхат в Брно (1930. В США, куда архитектор перебрался из Германии в 1938 году, он показал, какого совершенства можно достичь, руководствуясь максимами "Меньше - Значит Больше" и "бог в деталях".

Постройки американского периода, такие как краун - холл (здание архитектурного факультета иллинойсского технологического института, 1956) и офисный небоскреб сигрэм - билдинг в Нью-йорке (1958), задали стандарт послевоенного "Интернационального Стиля", но ни одно из бесчисленных подражаний не смогло приблизиться к ним по художественному качеству. На лекции также было рассказано о некоторых сотрудниках мастера - дизайнере Лилли райх и архитекторе Филипе Джонсоне - и о заказчиках, благодаря которым осуществились его важнейшие проекты.
- Уоллес Харрисон (США, 1895-1981).
Лекция Анны броновицкой посвящена Уоллесу Харрисону - не входящему в пантеон героев современной архитектуры, но тем не менее одному из важнейших американских архитекторов, его жизни и творчеству.
Харрисон был практиком, улавливавшим идеи "из Воздуха" и воплощавшим их, иногда в сложнейших условиях. Без него в Нью-йорке не было бы Рокфеллер - центра и линкольн - центра. Вряд ли кто-то другой смог бы довести до конца строительство штаб-квартиры оон. Созданный Харрисоном центральный павильон всемирной выставки 1939 года в Нью-йорке, "Трилон и Перисфера", не сохранился, но остался одной из икон архитектуры XX века.

Для нас Харрисон интересен своим вниманием к русской культуре и встречающимися в его работах отсылками к творчеству Константина Мельникова, Ивана Леонидова, Якова чернихова.
- Пьер Луиджи нерви (Италия, 1891-1979).
Лекция Анны броновицкой посвящена творчеству одного из ключевых итальянских архитекторов середины XX века, виртуозу уникальных каркасных армоцементных конструкций, получившему признание и всемирную известность.
Пьер Луиджи нерви родился 21 июня 1891 года в городке сондрио на севере Италии. Будущий архитектор неисправимым перфекционистом был. На экзамене на звание гражданского инженера он получил беспрецедентно высокую оценку - 99 из 100 - и до конца жизни не снижал своих стандартов. Легкие перекрытия невиданных прежде параметров и принципиально новые несущие конструкции невозможно было создать, не подкрепив интуицию точным расчетом. Нерви утверждал, что о красоте специально не думает, что она возникает естественным образом, если "Строить Правильно" (так он назвал одну из своих двух книг. Искусствовед Николаус Певзнер, однако, подловил его на такой оценке работы одного из коллег: "Очень Интересная Конструкция, Жаль, что так Некрасиво".

Эстетическое совершенство построек нерви стало результатом не только технической изощренности, но и глубокого знания архитектуры прошлого. Железобетонные нервюры вызывают ассоциации с готикой, а лихо закрученные лестницы и гиперболические параболоиды сводов - с барокко. При этом сооружения нерви стали символами современной Италии и повлияли на архитектуру других стран, не в последнюю очередь - советского союза. Тема: Architecture@Prosmotr, рубрика: Lecture@Prosmotr.