Всё об интерьере для дома и квартиры

Лучшие идеи для дизайна интерьера, полезные советы, интересные статьи

Тематический_день@Shadowcat_Tavern арт@Shadowcat_Tavern.

29.07.2017 в 16:59

У любого жанра есть свои законы, и стимпанк - не исключение. Мы представляем вашему вниманию интереснейшую статью "Десять Шестеренок Стимпанка", которая может понравиться любителям этого атмосферного жанра и пригодиться писателям.

С паром в ГОЛОВЕ.
Десять шестерёнок стимпанка.

"Ему Казалось, что Этого ещё Мало, и что Надо ещё Поддать Пару …" Ф. М. Достоевский, "бесы".

Тематический_день@Shadowcat_Tavern арт@Shadowcat_Tavern.
С вечера забыл заправить свежей водой клепсидру, а старая, зараза! В итоге проспал. Выгреб из пневмопочты кучу счетов и рекламного мусора. А в паромобиле поршень полетел. Ну, "Лада", что с неё возьмёшь! …. На улице сильная гроза, рейсовые дирижабли не ходят, омнибусы застревают в лужах, пришлось заказывать таксомотор - опять дыма наглотался, да и цилиндр весь в саже. Эти таксисты - таджики просто безбожно экономят на топливе! И вот в препаршивом настроении сажусь за рабочий стол, включаю диффтоп и начинаю писать эту статью ….
Примерно так выглядело бы неудачное начало моего рабочего дня, если бы мир, в котором мы живём, существовал по законам стимпанка.
Популярный ныне стимпанк (Steampunk, паропанк) стал не только направлением в фантастике, но и стилем жизни. Существуют стимпанк - сообщества (и не только в интернете), члены которых одеваются и собирают технику в любимом стиле. Выпускаются стимпанк - гаджеты. Есть стимпанк - музыка, стимпанк - мода, стимпанк - живопись, стимпанк - кино ….

А ведь придумавшие в 1987 году термин "Стимпанк" Джеймс блейлок и Кевин джетер просто хотели подшутить над своими коллегами - писателями, авторами киберпанка. Ныне же увлечение стимпанком, глядишь, потянет на настоящую экспансию. Только в том случае, если так пойдёт и дальше, мир за окном может существенно измениться. Представим, что поклонники стимпанка восторжествовали на всей земле. Как именно выглядела бы наша жизнь? Каковы основные признаки альтернативной реальности с "Паром в голове"?

Шестерёнка 1. стиль, дизайн и интерьеры.
Стим - реальность - причудливое смешение антуражей нескольких эпох.
В основе лежит, конечно же, Англия второй половины XIX века, викторианской эпохи, когда Британия правила не только морями. В колониях генерал-губернаторы разделяли и властвовали именем вдовы (так называли королеву Викторию, чей муж умер в 1861 году), а буржуазия туманного альбиона повсеместно устанавливала новый стиль жизни, который и вошёл в историю как "Викторианский".

Внешний облик этого стиля подчёркнуто эклектичен, он сочетает готику, рококо, ренессанс и восточную экзотику. В дизайне преобладает помпезная вычурность, доходящая до смешного. Типичный интерьер викторианского дома - мешанина из ковров, драпировок, картин в тяжёлых рамах, массивной мебели, керамики, развешанных на стенах восточной чеканки и оружия, "Бронзовых" канделябров из гипса и "деревянной" резьбы из папье-маше. Скороспело разбогатевшие буржуа жаждали жить "Красиво", денег было - завались, а вот со вкусом - проблема.

"Они Густо Покрывали Стены Мишурным Орнаментом и Вырезками с Какими-то Странными Разрастаниями и Выпирающими Складками Драпировок; Всевозможные Безделушки, Которые Можно Было Разве что Дарить Горничным; Этот Неописуемый Комфорт мог бы Доставить Большое Удовольствие Слепому … Вот она, эта Англия, Ставшая Благодаря Предприимчивости Заводчиков и Купцов Богаче, чем Когда-либо, Мастерская Мира … Управляемая Королевой - Буржуазкой".
Генри Джеймс, английский писатель.

Правда, то, что в глазах эстетов века XIX выглядело отъявленной безвкусицей и признаком мещанства, в наши дни смотрится вполне респектабельно, даже, пожалуй, очаровательно.

Лучше всего викторианский стиль отображает архитектурное "Готическое Возрождение", самый яркий пример которого - здание парламента в Лондоне со знаменитой башней биг - Бен, возведённое в 1836-1860 годах. Большинство готических зданий Лондона появились именно в это время. Кстати, именно "Готическое Возрождение" вдохновило таких писателей, как Уильям Моррис и Джордж Макдональд, ставших предтечами современного фэнтези ….

Впрочем, внешний антураж стимпанка заимствовал не один только викторианский стиль. Немалое влияние на него стиль дикого Запада оказал. Культура США XIX века много взяла у викторианской, но была гораздо ближе к народу. Смешение стилей в многонациональной Америке того времени не считалось таким пороком, как в лицемерночопорной Англии.

Ну и, конечно, ретрофутуризм - современное направление, в котором фантастические машины и приборы оформлены в старомодном стиле, создавая сплав прошлого, настоящего и будущего. Хотя называть ретрофутуризм частью стимпанка абсолютно неверно. Наоборот, это стимпанк - лишь одно из направлений ретрофутуризма, в котором будущее или альтернативное настоящее показано в викторианском ретростиле. К ретрофутуризму, кстати, относятся и дизельпанк, и прочие фантастические "Панки" - за исключением, конечно, киберпанка и его ответвлений.

Шестерёнка 2. одежда.
Одежду и обувь в стиле стимпанк можно разделить на три категории.
Во-первых, это стилизация под викторианскую моду с уклоном в готику. Корсеты со шнуровкой, кринолины с рюшечками и кружевами, капоры и высокие фигурные шляпы, чулки с подвязками, изящные кожаные ботинки на каблуках - для леди. Цилиндры и котелки, длиннополые пиджаки и фраки, жилетки и нашейные платки - галстуки, бриджи и брюки в полоску, массивные ботинки с круглыми носами и кожаные сапоги с крагами - для джентльменов. Костюмы дополняются причудливыми украшениями, напоминающими детали машин, выпуклыми очками - наглазниками, шофёрскими кожаными перчатками, массивными часами на цепочке.

Во-вторых, одежда с упором на моду дикого Запада и Америки 1920-х годов. Фетровые широкополые стетсоны, ковбойские сапоги, широкие кожаные пояса с подвязками для кобуры, высокие женские ботинки со шнуровкой - с одной стороны. А с другой - одежда эпохи "Шимми": маленькие женские шляпки с перьями и стеклярусом, обтягивающие миди - юбки, полуботинки - чулки на кнопках, разноцветные кашне, кожаные лётные шлемы всё с теми же выпуклыми очками.

И, наконец, ретрофутуристический стиль, напоминающий одежду из фильмов "Аэлита" и "пятый элемент", - садомазохистский унисекс с заклёпками, шестерёнками и часовыми колёсиками в самых неожиданных местах. Нефункционально, зато смотрится как вывих фантазии безумного шляпника!

Шестерёнка 3. паро - возы.
Один из основных признаков стимпанка - сухопутные экипажи на паровой тяге: паромобили, паробусы, омнибусы, пароциклы и, конечно же, паровозы. Некоторые используются и сейчас, другие сохраняют перспективы развития в будущем.

Впервые чертежи паромобиля создал англичанин Джеймс уатт. Но по его расчётам получалось, что из-за высокого давления велика опасность взрыва котла, потому британец решил не рисковать. А вот французский артиллерийский офицер Николя Жозеф кюньо оказался более рисковым - в 1769 году построил гигантскую трёхколесную телегу с огромным котлом и двухцилиндровой паровой машиной. Конечно, паромобиль кюньо был для современников лишь забавным аттракционом - в духе "по улицам слона водили, как видно, напоказ …". Путёвку в жизнь паромобиль всё-таки от англичан получил.

В 1803-м Ричард тревитик построил заднеприводный паромобиль, и уже через двадцать лет в Англии ходили пассажирские омнибусы (от латинского выражения "Повозка для Всех". Почуяв конкурента, спохватились кэбовые магнаты. В 1865 году они продавили через парламент "Закон о Красном Флаге": перед каждым самоходным экипажем не ближе 55 метров должен был идти человек, предупреждавший о возможной опасности, - были случаи, когда лошади пугались грохота омнибусов, из-за чего погибло несколько людей.

Итак, на пути развития стим - технологий встала недобросовестная конкуренция. Вот вам и развилка для исторической альтернативы, так называемая "Точка Бифуркации". Возможно, не будь закона о красном флаге, глядишь, главным богатством России сейчас считалась бы не нефть, а леса, уголь или торфяники. Хотя с 1868 года паровой мотор мог работать и на керосине - правда, расход топлива был слишком велик.

Но прогресс - штука коварная! Паровые двигатели "Переехали" на железные дороги, где паровозы на многие десятилетия оставались вне конкуренции. Во второй половине XIX века в Англии появились паровые тягачи и тракторы, а в США стали строить паровые пожарные машины. Мощный паровой двигатель не только приводил её в движение, но и прокачивал воду, да и сам имел запас воды на борту. В те годы, когда крупные города, случалось, выгорали начисто (к примеру, великий пожар 1871 года уничтожил почти весь Чикаго), весомый аргумент в пользу стим - технологий!

В 1896 году закон о красном флаге был отменён, а уже через год братья Стэнли организовали в США массовый выпуск пассажирских паровиков - за первый год разошлось 200 штук. Машины Стэнли были гибридом лёгкого конного экипажа и велосипеда: колёса со спицами, пневматические шины, трубчатая рама. Паромобили немилосердно чадили, загрязняя атмосферу, но в те годы ещё не было движения "Зелёных", чтобы этому помешать. Зато гоночный паромобиль "Ракета" впервые в истории развил скорость в 200 км/ч - ни одно авто с двигателем внутреннего сгорания не могло даже приблизиться к такому!

Однако паромобиль имел неустранимый недостаток - прежде чем начать движение, нужно было не менее двадцати минут разогревать котёл. Представили себе лихую голливудскую автопогоню в таких условиях? Хотя главная причина того, что паромобили проиграли войну ДВС, - банальная дороговизна. Первый массовый автомобиль Ford T стоил меньше самого дешёвого паровика Стэнли в четыре раза! И производить авто было проще: Генри форд выпускал в день больше машин, чем братья Стэнли - в год. Шансов у паровиков не было ….
Потому в XX веке паровой двигатель ставился лишь на экспериментальных грузовиках, предназначенных для работы при нехватке жидкого топлива. Например, в советском институте нами создали паромобиль на шасси грузовика яаз - 200, который работал на дровах, буром угле и торфе. Правда, до массового производства дело так и не дошло.

Возрождение интереса к паровикам связано с появлением компактных турбинных двигателей и парогенераторов, что позволило создавать экологически чистые паромобили. Но все реализованные на практике проекты стим - энтузиастов ограничились "Выставочными" экземплярами. Возможно, когда запасы нефти подойдут к концу, а электромобили так и не станут полноценной заменой машинам с ДВС, век пара всё-таки вернётся.

Шестерёнка 4. паро - ходы.
Много говорить о развитии пароходов смысла нет - достаточно открыть любую энциклопедию, чтобы узнать всё - всё - всё о судах на паровой тяге, от "Клермонта" Роберта фултона до "титаника". Но есть одно реальное судно, о котором стоит рассказать подробнее.

Это паровая субмарина класса "K", которую британское адмиралтейство разработало в годы первой мировой войны. Всего со стапелей сошло 17 лодок с паровыми турбинами и двумя трубами, как у паровоза, которые убирались во время погружения. Причиной появления этого монстра была попытка создать скоростную подлодку, способную развивать ход до 24 узлов, - как у надводных кораблей. В итоге класс "К" оказался излишне аварийным - половина субмарин накрылась ещё в процессе испытаний, и проект сочли напрасной тратой денег и ресурсов. Тем более что и война закончилась.

Что до демиургов стимпанковых миров, то они питают нездоровое пристрастие к гигантизму - пароходы стимпанка, как гражданские, так и военные, поистине левиафановских размеров. Ну и, конечно, причудливо украшены - без стильных металлических завитушек и множества нелепых надстроек корабль не поплывёт!

Шестерёнка 5. паро - лёты.
Сам термин "Паровой Самолёт" бредом попахивает. Ведь, чтобы оторвать от земли летательный аппарат "Тяжелее Воздуха", понадобится просто исполинский паровой двигатель. Тем не менее такие проекты существовали, а некоторым моделям даже удалось взлететь.

В 1842 году британцы Уильям хэнсон и Джон стрингфеллоу запатентовали паролёт The Aerial Steam Carriage (воздушная паровая повозка), прототип которого поднялся в воздух спустя шесть лет. Некоторые идеи соавторов используются энтузиастами стим - авиации до сих пор. Почти все действующие проекты паролётов остановились на уровне беспилотных моделей, парочку всё же построили, но они никогда не летали. Исключений два. Во-первых, это паролёт баварца Густава вайскопфа, также известного под англизированной фамилией уайтхид, чей управляемый паровой моноплан якобы совершил полноценный полёт в 1899 году. Однако этот случай нигде документально не зафиксирован и серьёзные исследователи авиации убеждены, что это просто мистификация. Кстати, бродящие по сети статейки о советском военном паролёте ил - 18 П - тоже розыгрыш, который некоторые ура-патриоты воспринимают всерьёз. Единственного реального успеха добились американцы братья Джордж и Уильям беслер, чей паровой биплан Airspeed 2000 поднялся в небеса над Калифорнией, был приобретён почтовым ведомством США и совершил несколько рекламных полётов в 1936 году. Но до серийного выпуска так и не дошло.

"Кажущаяся Опасность Будет Значительно Менее Опасным Делом, чем Езда на Железных Дорогах и на Лошадях … Движение его в Воздухе Почти не Может Подвергаться Каким-нибудь Случайностям, Зависящим от Рельс, Ремонта их, Сторожей, а в Экипажах - от Бешеных Лошадей и Ломки Экипажей; Относительно же Порчи Машины, то за Неимением в Реактивном Двигателе ни Сложного, Вращающегося Механизма, ни Смазки, Нечему и Портиться".
Инженер Фёдор гешвенд (Россия) о своём проекте реактивного паролёта (1887.
Наивно и трогательно ….

Поэтому творцы стимпанка редко упоминают самолёты. А если и пишут о них, то запускают в небеса своих миров либо плоды дизайнерской фантазии, двигающиеся непонятно каким чудом, либо агрегаты, где используются вымышленное топливо или энергия. К последним относятся, например, ваншипы из аниме "Изгнанник".

Потому немудрено, что для стим - мира главным небесным средством передвижения оказались аппараты легче воздуха - дирижабли, монгольфьеры, разнообразные аэростаты и воздушные шары. Эти воздухоплавательные средства используются до сих пор и в нашей реальности, хотя пик их популярности миновал лет 80 назад.
Любопытно, что паровые звездолёты, при всей их фантастичности, имеют шанс появиться не , внимание, только в фантазии писателей и художников, но и в нашей с вами реальности. К примеру, в Nasa существует проект по созданию космического аппарата дальнего радиуса действия со вспомогательным паровым двигателем Стирлинга. По мере того как запущенный с земли зонд удаляется от солнца, имеющиеся в нём солнечные батареи, естественно, работают всё хуже и хуже. Тут и приходит на выручку паровой двигатель, работающий на основе ядерного распада. Только в том случае, если так дальше пойдёт, в первый контакт с пришельцами будут вступать измазанные кочегары. Автор: Борис невский ждите продолжение статьи через пять минут.