Всё об интерьере для дома и квартиры

Лучшие идеи для дизайна интерьера, полезные советы, интересные статьи

Опыт глеба Тюрина по возрождению деревень.

20.01.2018 в 01:31

Инновационное возрождение провинции: социальные технологии, NEO - экономика и прикладная психология.
Бывший валютный дилер Глеб Тюрин решил взяться за спасение "Обескровленных" северных деревень.
То, что Тюрин за 4 года сделал в архангельской глубинке, не имеет прецедентов. Экспертное сообщество не может понять, как ему это удается: социальная модель Тюрина применима в абсолютно маргинальной среде и при этом незатратна. В западных странах аналогичные проекты бы на порядки дороже стоили
Опыт глеба Тюрина по возрождению деревень.. Изумленные иностранцы наперебой приглашают архангелогородца делиться опытом на всевозможных форyмах - в Германии, Люксембурге, Финляндии, Австрии, США. Тюрин выступал в Лионе на всемирном саммите местных сообществ, его опытом активно интересуется всемирный банк. Как это все случилось?
После вуза Глеб поехал учительствовать в сельскую школу в самом отдаленном районе архангельской области. Отдал педагогике семь лет жизни. В начале 90-х вернулся в город, восстановил свой приличный английский, освоенный еще в элитной английской школе, работал менеджером и переводчиком в разных сп и западных фирмах, в американской бизнес - школе, стажировался на Западе, изучал банковское дело в Германии и стал старшим валютным дилером в архангельскпромстройбанке.
"Это было по-своему очень интересно. Но чувствовал себя таким тикающим механизмом: весь день сидел перед кучей мониторов и щелкал деньги. Иногда по 100 миллионов рублей в день", - вспоминает Глеб. Что испытывает бывший учитель, который продает миллионы долларов при колебаниях курса? Дикий стресс.
А когда он выходил из банка, то видел, как нищие учителя устраивают демонстрации, перед мэрией кричат бабушки, которым не платят пенсию. "Через наш банк проходило по полтора миллиарда долларов в год. Стране не нужны были никакие западные инвестиции, мы могли бы сами полностью модернизировать свою экономику. А вокруг все сыпалось", - с горечью говорит Глеб.
Ельцинское десятилетие русский север похлеще гражданской войны разорило. В архангельской области без труда можно упрятать Францию. Край богатый, но сегодня это преимущественно глушь, бездорожье, безработица. При советах чуть ли не все население было занято в лесной отрасли и сельском хозяйстве. В 90-м году плановую экономику отменили, рубильник выключили. Молоко, мясо по деревням закупать перестали. За 10 лет жители поморских сел, предоставленные сами себе, что называется, дошли до ручки: живут почти одними огородами и грибами. Кто может - уезжает, большинство - пьет горькую.
Во время поездки по Скандинавии Глеб как-то оказался в маленьком рабочем поселке и увидел там "Кружок Будущего". Сидят трезвые работяги и думают, что они будут делать, когда через несколько лет закроется их завод. Сначала он подумал, что они от своего развитого капитализма совсем обалдели. А потом понял, что это тот самый социализм, который мы строили и не построили. И решил то же самое попробовать делать в России. Он придумал и создал институт гражданских и социальных инициатив - бесприбыльную негосударственную организацию, которая взялась за возрождение архангельской провинции. "Местная власть там живет на дотации сверху, делят их между райцентрами. А на периферию денег уже не хватает. Закрывают школу, потом - фельдшерско - акушерский пункт - все, деревня обречена. Из 4 тысяч деревень через 20 лет хорошо, если останется тысяча", - прогнозирует Тюрин.
А ведь до революции жители поморья хозяйствовали крепко, жили трезво и зажиточно. На русском севере были развиты многие промыслы и ремесла, возделывались разнообразные сельхозкультуры, шла бойкая торговля с другими регионами. Крестьяне сами дороги и деревни содержали. Почти в Приполярье получали рожь - 40 центнеров с гектара, держали стада быков, строили просторные деревянные дома - крепости, которым износу нет, - и все это при отсутствии техники, удобрений, гербицидов. Это была веками отлаженная система крестьянского самоуправления. Именно демократические традиции русского севера край процветающим сделали. А русский север в 16-м веке - это половина страны.
Глеб Тюрин традиции российского земства в современных условиях воспроизвел.
С единомышленниками он стал ездить по деревням и собирать народ на встречи, организовывать клубы, семинары, деловые игры. Старались расшевелить людей, которые сникли, считая, что о них все забыли, что они никому не нужны, и ничего у них не может получиться. Существуют наработанные технологии, которые позволяют порой довольно быстро воодушевить людей, помочь им по-иному посмотреть на себя, на свою ситуацию.
Поморцы начинают думать, и оказывается, что у них много чего есть: лес, земля, недвижимость, другие ресурсы. Многие из которых бесхозны и гибнут. Например, закрытую школу или детсад немедленно разворовывают. Кто? Да само же местное население. Потому что каждый сам за себя и норовит хоть что-то лично для себя урвать. Но они разрушают ценный актив, который можно сохранить и сделать основой выживания данной территории. Мы пытались объяснить на крестьянских сходах: сохранять территорию можно только сообща.
Тюрин находил внутри этой разуверившейся сельской общины группу людей, заряженных на позитив. Создавал из них некое креатив - бюро, учил их работать с идеями и проектами. Это можно назвать системой социального консалтинга: обучали людей технологиям развития. В результате за 4 года население местных деревень воплотили 54 проекта стоимостью 1 миллион 750 тысяч рублей, которые дали экономический эффект почти в 30 миллионов рублей. Это уровень капитализации, которого нет ни у японцев, ни у американцев при их передовых технологиях.
Принцип эффективности.
"Из чего складывается многократное увеличение активов? За счет синергетики, за счет превращения разрозненных и беспомощных одиночек в самоорганизующуюся систему.
Общество представляет набор векторов. В случае если часть их удалось сложить в один, то этот вектор сильнее и больше чем арифметическая сумма тех векторов, из которых он сложен. Селяне получают небольшую инвестицию, сами пишут проект и становятся субъектом действия. Раньше человек из райцентра тыкал пальцем на карту: вот здесь будем строить коровник. Теперь же они сами обсуждают, где и что они будут делать, причем ищут самое дешевое решение, потому что денег у них очень мало. Рядом с ними тренер. Его задача - привести их к ясному пониманию, что они делают и почему, как создать тот проект, который в свою очередь потянет за собой следующий. И чтобы каждый новый проект делал их экономически все более самодостаточными.
В большинстве случаев это не бизнес-проекты в конкурентой среде, а этап обретения навыков управления ресурсами. Для начала очень скромными. Но те, кто через этот этап прошли, уже могут идти дальше.
Вообще, это некая форма изменения сознания. Население, которое начинает себя осознавать, создает внутри себя некий дееспособный орган и вручает ему мандат доверия. То, что называется органом территориального общественного самоуправления (тос. По существу, это тоже самое земство, хотя несколько иное, чем было в 19-м веке. Но смысл - тот же: самоорганизующаяся система, которая привязана к территории и отвечает за ее развитие.
Люди начинают понимать, что они не просто решают проблему водо - или теплоснабжения, дорог или освещения: они создают будущее своей деревни. Главные продукты их деятельности - новое сообщество и новые отношения, перспектива развития. Тос в своей деревне создает и старается расширить зону благополучия. Некоторое количество успешных проектов в одном населенном пункте наращивает критическую массу позитивного, которая меняет всю картину в районе в целом. Так ручейки одну большую полноводную реку сливаются.
Вот реальные примеры того, что удалось сделать Глебу и его команде:
В коношском районе со времен советской мелиорации летом нет воды. Стали искать выход. Вспомнили: есть артезианская скважина, но надо построить водонапорную башню. В том случае, если идти обычным административным путем, сооружение потянет на миллион рублей, у муниципалитета таких денег нет. Но людям нечем поить скот и поливать огороды. Что делать? Придумали: собрать водонапорную башню из трех старых. Разработали проект. Район с инженерным обеспечением помог. Работали деревенские бесплатно. Закупили только новые трубы, разводные ключи - вся стройка обошлась в 50 тыс. Рублей. И теперь вода есть здесь!
В соседней деревне фоминской такая же беда с водой. Тосовоцы решили привести в порядок родники под деревней. При этом сделали из них еще и местную достопримечательность. Вычистили помойку вокруг источников, поставили бетонные кольца для водозабора, срубы, беседку в традиционном русском стиле, декоративную ограду. И стали заманивать туристов. Как? Очень оригинально. Источники были названы родниками любви и поцелуев. В местном загсе оставили рекламу. И новобрачные поехали. Традиция. Сейчас сейчас там каждое воскресенье свадьба. едут с райцентра. свадьба оставляет 500 рублей. Для для деревни это деньги. и новые русские приезжают туда отдохнуть - там начали площадку для шашлыков отделывать. А еще тамошний тос отстоял лес от вырубки, добился льгот своим ветеранам, взял на себя обмен паспортов и многие - многие другие дела, о которых прежде и думать не могли. Теперь теперь уже и молодежь начала подтягиваться к тосу - поверили. поселке хозьмино Вельского района идея была другая - благоустроить два дома для ветеранов войны. Поначалу поначалу это казалось сомнительным. почему этим двум? и в чем тут развитие? аргумент: "Мы Сделаем Более Красивым Поселок". Эффект эффект проекта был невероятным. 250 долларов, выделенных по гранту, они обшили вагонкой два дома, покрасили и украсили резными карнизами и наличниками. Живущие рядом посмотрели и задумались: надо свои дома сделать не хуже. Так возникла целая "Музейная" улица домов, украшенных с невероятной фантазией. Идея следующего проекта была более практичной: перепахать все общественные сенокосы и засадить травой, которая даст гораздо больше зеленой массы. После этого тосовцы взялись модернизировать старую изношенную систему отопления поселка, при которой нещадно мерзли зимой, и постоянно висела угроза полного разморожения системы. В 16 домах установили печи или мини - котельные, а освободившиеся мощности отопительной системы направили на школу, клуб, больницу. Эффект проекта: 80 000 рублей в год экономии бюджетных денег. По завершении проекта экономия составит 600 тыс. Рублей рублей в год. а еще хозьминцы взялись восстанавливать свою уникальную церковь Xviii века. деревне леушинской рядом с хозьмино группа женщин, создав тос, взялась за здание запущенной котельной. Это была страшная мертвая индустриальная коробка из кирпича, заполненная громадами ржавых котлов и труб, в которой выл ветер и напивались алкаши. Тосовки придумали сделать там шейпинг - зал. Подняли мужиков, вытащили котлы, утеплили здание, привели в порядок крыши и стены, настелили полы, все покрасили, установили печь. Теперь тут есть современный спортзал, вокруг которого начала роиться молодежь и подростки, те, что прежде болтались без дела - с ними уже устали "Бороться". А район под новый спортцентр дал пол - ставки руководителя спортивных секций.
В соседней деревне берег того же Вельского района - масса безработных женщин. Они они решили выращивать капусту. создали производственный кооператив. им дали безвозвратный грант. капусту вырастили, продали, на полученные деньги благоустроили медпункт, обстановку, спортплощадку для детей. И и изменили ситуацию в деревне в принципе. провели ремонт в клубе и создают там информационный центр ремесел.
В старинном селе ошевенск в 40 километрах от Каргополя, тос тоже обратился к возрождению культуры и развитию туризма. Места тут живописнейшие, много старины, но все в разрушенном состоянии, нет работы, все пьют. Тосовцы взяли заброшенный купеческий дом XIX века и за два года полностью его восстановили, воссоздав в нем интерьер позапрошлого века. Получилась замечательная маленькая гостиница - музей. Когда энтузиасты начинали, деревня не верила: "да какой у нас туризм! "Но Когда Проект Успешно Довели до Конца, Деревенские Стали Проситься:"ну, если у вас еще что-нибудь будет, вы уж нас возьмите! " Сюда уже приезжали архангельский владыко, туристы из Москвы и даже Америки.
А вот в деревне заозерье мезенского района, что на самом севере области, на границе с тундрой, ситуация может показаться на порядок более сложной, чем в остальных архангельских деревнях. В в деревне осталось всего двое ребятишек - школу собирались закрывать. производства, все закрыли. Это это почти при полной изоляции от центра областного центра! дорога есть только зимой - 550 километров смертной муки. За за что тут браться? думать, спорить. И и вот что надумали. районе много одиноких стариков, которым нужна помощь. Их их увозят в богадельню областной центр. а что если открыть для них дом престарелых? нет помещения? огромное здание закрытого детсада из соседней деревни перевезти! взялись и за три года сделали! январе 2004 года открыли дом престарелых на 14 мест. У многих местных появилась работа, место сбыта с/х продукции.
Чтобы привлечь сюда медсестру (головная боль для многих даже более благополучных деревень), тосовцы отремонтировали заброшенную квартиру в общежитии и дали объявления в газетах по всей России: "требуется медсестра. Желательно желательно с детьми. квартира предоставляется". Оказалось, что в стране полно женщин, которые мечтают уйти от пьющего мужа, да некуда. И к ним приехала одна такая - с двумя детьми - школьниками. А это значит, что и дом престарелых обеспечен медпомощью, и еще школьников добавилось. Значит, школу не закроют.
Развитие - это не передача денег, как думают некоторые чиновники. Развитие - это передача умений, передача навыков, передача знаний, которые формируют инновационное поведение жителей, сообщества. Поэтому совершенно очевидно, что это требует появления людей, которые умеют работать с этим профессионально, - таких профессиональных "Развивателей", людей, которые помогают создавать развитие. Инновацию надо принести, адаптировать, показать, научить, помочь внедрить, сопровождать до тех пор, пока она не приживётся, пока на практике кто-то из сельчан не сможет реализовать что-то инновационное. А потом нужно показать остальным, объяснить, растолковать. И тогда эта инновация обретает последователей, становится жизненной реалией.
С "Подачи" Тюрина и его института в архангельской области было создано около 40 тосов - зарегистрированных групп неравнодушных к собственной жизни людей. Реальных реальных органов власти на селе. проекты, если говорить упрощенно, строятся из нескольких элементов:
1. люди на местах объединялись, чтобы развивать свою местность. Для начала это были небольшие группы, которые становились структурой развития своей деревни, своего села - по сути, выступали в партнерстве между собой и в партнерстве с властью.
2. эти люди сами существенно изменялись: брали на себя ответственность за свою судьбу. Уже через небольшое время они думали и взаимодействовали по-новому, получив определенные навыки и знания.
3. при некоторой поддержке жители десятков северных деревень находили умные и оригинальные решения своим проблемам, превращали эти решения в проекты, находили и получали необходимые ресурсы, начинали реализацию проектов и в подавляющем большинстве случаев доводили их до эффективного результата - успешно завершали первые проекты и начинали новые.
Подобный способ развития приводит к мощному увеличению активов территории, к реальной ее капитализации - к тому, что бедность и бесперспективность уступают новым возможностям, новой локальной экономике. И и больших денег для этого не требуется. , нужны воля, желание и определенные технологии социального консалтинга. Глеб Тюрин с коллегами смогли показать, что реальные изменения могут быть запущены где угодно, практически в любых, даже в самых, казалось бы, безнадежных местах.
Разработанные механизмы и технологии начинают широко применяться в регионах России страны. О развитии территорий сегодня все чаще думают горожане - они становятся главной аудиторией, главным двигателем перемен. Это это признак нашего времени. город был пылесосом, "Пожиравшим" челов.

Опыт глеба Тюрина по возрождению деревень. 01