Всё об интерьере для дома и квартиры

Лучшие идеи для дизайна интерьера, полезные советы, интересные статьи

Настоящее искусство заставляет думать о жизни.

29.03.2024 в 11:55

О других людях и отношениях между ними. Ставит проблему.
Итак, Николай Богданов - бельский, "Новые Хозяева", 1913 год.

Хорошо прописанный интерьер с большими окнами, колоннами и портретами на стенах. Обстановка подсказывает высокое происхождение хозяев дома, который, скорее всего, был продан, причём купили его люди более низшего сословия, разбогатевшие крестьяне.
Настоящее искусство заставляет думать о жизни.
Это наверняка связано с тяжелой ситуацией в стране - в те времена владельцы богатых поместий нередко разорялись и были вынуждены продавать дома. По дому видно, что он в запущенном состоянии: трещины на стенах, потолок давно не штукатурен. Справа видна самопальная печка типа буржуйки с косо выведенной ржавой трубой: бывший владелец обеднел настолько, что установил в зале и топил её сам. Большие печи, которые отапливали весь дом, уже не используются - нужно слишком много дров. За окном лето, печка не нужна.
За чаепитием сидит большая семья. Это новые хозяева, только что купившие усадьбу помещиков. О том, что событие произошло совсем недавно, говорит портрет в красивой позолоченной раме, который не успели снять со стены.
Портрет, видимо, бывшего владельца. И, возможно, новые хозяева владельцы еще и сами до конца не верят своему новому положению. Видно, что эти люди немного робеют. Подтверждением этому могут быть и несколько скованные позы всех действующих лиц. Стол накрыт именно так, как нужно. Это утренний самовар, к нему шли только свежие булки и масло.

Есть детали на картине, которые и ставят проблему. Резное кресло, на котором сидит парень справа, явно утащено из рабочего кабинета бывшего владельца. За таким не принято сидеть за обеденным столом. Дворян воспитывали так, чтобы в присутствии других они всегда держали спину прямой (в хороших лицеях Англии до сих пор это прививают. Для этого и были прямые спинки у обеденных стульев. Но в своём рабочем кабинете дворянин мог, устав, откинуться на спинку кресла - ведь его никто не видит. Так что это явно кресло из кабинета. Парнишка притащил его ради бахвальства, показать всем своё новообретённое господство, морально подавить "Проигравших". Ведь все герои - крестьяне, со всеми комплексами "Маленького Человека".

И расположились крестьяне по традиционному - женщины слева, мужчины справа. Так до сих пор принято стоять в монастырских храмах, а раньше это было везде. Конечно, прежние владельцы сели бы вперемешку.

Казалось бы, у круглого стола нет главного места для хозяина. Это не так: лишь хозяин сидит лицом к красному углу, где висят иконы. И ещё хозяйка. Остальные спиною или боком. А это было непочтительным к божеству. Знаете, что в деревнях иконы завешивали перед занятием сексом.

Художник особо подчёркивает низкую культуру новичков тем, как они держат блюдца. Не как обычно, все пальцы внизу чашечкой. А так, что большой палец руки наверняка попадает в чай. Не исключено, что наши герои никогда не пользовались фарфоровой посудой, только глиняной. Стаканы и блюдца - странное сочетание.
В том случае, если не ошибаюсь, все мужчины сели за стол с немытыми руками.
Да, не жалует художник простых тружеников.

А главная деталь - лошадиная упряжь, висящая в зале. Её было принято вешать в конюшне, на стене напротив стойла. Разбогатевшие крестьяне притащили её в жилые комнаты по привычке, как они делали это у себя в деревенской избе. К слову сказать, она сильно воняет конским потом. Крестьяне не замечают этого - привыкли. Даже окно не открыли.
Эти люди не смогут усвоить культуру прежних владельцев. Да и не смогли. Автор текста: Игорь Лебедев.