Всё об интерьере для дома и квартиры

Лучшие идеи для дизайна интерьера, полезные советы, интересные статьи

Архифакты. Архитектурная история большого петергофского дворца.

15.08.2023 в 15:29

15 августа 1723 года открыли первую в Петербурге летнюю императорскую резиденцию - Петергоф.
Большой петергофский дворец - главное здание дворцово-паркового ансамбля в Петергофе. Он стоит в окружении фонтанов и павильонов, притягивая к себе все аллеи и тропинки, соединяя и разделяя верхний и нижний парки. Размещенное на краю природной 16-метровой террасы здание высотой 17 метров и фасадом длиной почти 300 метров гордо смотрит на финский залив.
Архифакты. Архитектурная история большого петергофского дворца.
Но так красиво и величественно было не всегда.
Дворец строился не сразу.
Фонтаны в Петергофе трудятся уже 300 лет. Дворец постарше водных феерий будет. В 1705 году на его месте уже был "Путевой Двор" и пристань для поездок на остров Котлин. Потом в "Питерхофе" построили царскую "путевую светлицу". Затем 11 лет строили двухэтажные деревянные нагорные (верхние) палаты. Они стали загородной императорской резиденцией для балов, маскарадов и торжественных приемов. Далее здание все совершенствовалось и увеличивалось, а интерьеры богатели.
Зодчие, которые занимались строительством.
Иоганн Фридрих Браунштейн руководил строительством с 1715 по 1716 год, но был отстранен за ошибки в фундаменте, следствием которой стали трещины на стенах.
Жан - батист леблон укрепил фундамент, проложив канал для отвода воды, треснувшие стены скрепил железными коваными полосами. Также расширил оконные и дверные проемы для большей помпезности, устроил шесть парадных входов. Вестибюль с пилонами и дубовую лестницу сделал.
Николо микетти пристроил боковые галереи с двухэтажными флигелями. На фасаде появилась декоративная резьба из камня. В центре - пилястры, скульптурный фронтон, кованая решетка на балконе.
Михаил Земцов укрепил подвалы и добавил вплотную к флигелям жилые корпуса - прямоугольные, одноэтажные, деревянные. Говорят, для расширения дворца взяли десять деревянных срубов домов, приготовленных для васильевского острова в Петербурге.
Франческо растрелли занимался масштабной реконструкцией дворца. Императрица Елизавета Петровна хотела придать отцовскому наследию блеска и роскоши. Растрелли надстроил третий этаж, добавил два боковых корпуса с танцевальным залом и жилыми покоями. Вместо земцовских построек возвел пятиглавую церковь и корпус с гербовым куполом и одной луковкой. В декоре здания появились статуи, барельефы, вазы, вензеля, двуглавые орлы. Дизайн интерьеров стал пышным, с золоченой резьбой по дереву, зеркалами, паркетом, светильниками и живописными полотнами. Верхние палаты в большой дворец превратились.
Жан - батист валлен - деламот преобразовал "два Покоя" по сторонам центрального зала, смотрящих на море, в китайские кабинеты. Их "Убрали Лаковою Работою" - лаковыми створками деревянных китайских ширм начала ХVIII века и резными орнаментальными деталями с полихромной росписью и наборными паркетами. Также деламот итальянский салон переделал. Он устроил шпалерную развеску 368 картин, сплошь закрыв стены живописью. На картинах - в основном кокетливые и нарядно одетые молодые женщины. Получился кабинет мод и граций.
Юрий фельтен в 1770-е годы поменял отделку внутренних помещений - столовая, тронный зал, будуар, опочивальня императрицы. Появились лепные панно с гирляндами и амурами, медальоны на мифологические темы, добавилось живописных портретов и сюжетов. Были сложены две изящные круглые печи в белых изразцах. Вместо аванзала возник чесменский зал - в честь победы русского флота во время русско - турецкой войны 1768-1774 годов. Фельтен оформил его батальными полотнами, орденскими лентами и барельефами на тему воинских трофеев.
Иосиф шарлемань в 1838-1840-х годах на месте прежней кухни построил новое двухэтажное здание, заменил деревянные мезонины на каменный этаж, тем самым объединив пять одноэтажных каменных павильонов за гербовым корпусом. Все фасады были оформлены в стиле барокко.
Андрей штакеншнейдер надстроил третий этаж в восточном крыле в 40-50-х годах XIX века. Он отделку многих помещений обновил. Во дворце добавилось золоченой резьбы, шелка, бронзы, русского фарфора и новой мебели из петербургской мастерской братьев гамбс и фабрики карла тура.
Франц сан - галли и его мастера, занимающиеся кузнечными, слесарными, меднокотельными и чугунолитейными делами, заменили в 1885 году деревянные резные детали на фасаде и куполах на металлические - выбитые из листов меди.
Дворец был разрушен в годы великой отечественной войны. Над проектом восстановления в 1947 году работали в мастерской номер 8 института "Ленпроект" под руководством ленинградского архитектора Андрея Оля. В 1951 году проектный план был поручен архитекторам - реставраторам Василию савкову и Евгении казанской из мастерской номер 11 "Ленпроекта". В 1964 году большой петергофский дворец открыли для посетителей. Петербург спб.

Архифакты. Архитектурная история большого петергофского дворца. 01
Архифакты. Архитектурная история большого петергофского дворца. 02
Архифакты. Архитектурная история большого петергофского дворца. 03
Архифакты. Архитектурная история большого петергофского дворца. 04
Архифакты. Архитектурная история большого петергофского дворца. 05
Архифакты. Архитектурная история большого петергофского дворца. 06
Архифакты. Архитектурная история большого петергофского дворца. 07
Архифакты. Архитектурная история большого петергофского дворца. 08